Остап Бендер, герой романа Ильфа и Петрова, вполне мог стать главнокомандующим целой армией обаятельных обманщиков, ведь он и через много лет вызывает не презрительную ненависть, а вполне доброжелательное сочувствие, по крайней мере у российского читателя. Почему так происходит?
«Может, тебе дать ключ от квартиры…»
Мы радуемся, когда кого-нибудь из бесконечной когорты современных мошенников (сейчас их называют «коррупционерами») арестовывают. Но, встретив на улице или на пороге квартиры улыбающегося и предлагающего «почти бесплатно» какие-то услуги Остапа Бендера, невольно протягиваем руку. Обманываться рады.
Дело в том, что романтический образ «великого комбинатора» в ряде случаев вполне можно идентифицировать с собственным «Я». Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей не посягал на существующую «советскую действительность», он ее просто не замечал и по возможности – когда элегантно, когда не очень – игнорировал. Заметив, впрочем, что ему «скучно строить социализм». Надо признать, что это замечание гениально по своей исторической значимости, если учитывать, что сделано оно через 10 лет после революции.
Появившись на страницах романа откуда-то «с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки», Остап сразу завоевывает расположение читателей остроумным ответом попрошайке: «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» Кто бы подумал тогда, что это фраза, как и многие его другие высказывания, на сотню лет сохранится в нашем лексиконе?
Обаяние Остапа Бендера вызвано еще и тем обстоятельством, что все другие герои повествования гораздо хуже него и никакого сочувствия не вызывают. Присутствуют и объективные причины обаяния этого шулера: он умен, находчив, не лишен благородства и даже склонен к мечтательности. Остап никого не убивает, не бунтует, он просто хочет жить хорошо и богато. Желание, которое вполне совместимо с желаниями нашего времени.
«Всех не пересажаете!»
Образ «великого комбинатора» выглядит очень современно, но во времена молодой Совдепии этот персонаж вызвал массу критических замечаний официоза. Тем не менее огромному количеству читателей Остап Бендер полюбился (другое слово подобрать трудно). И после его трагической гибели в первом романе читатели потребовали его оживить и продолжить описание приключений. (Нечто подобное имело место в случае другого литературного героя – Шерлока Холмса.)
Желание читателей – закон для авторов. Был написан «сиквел» под названием «Золотой теленок», который издали в 1931 году, сначала в журнальном варианте. Последовали переводы и публикации за границей, и в 1933 году роман наконец-то издали в СССР отдельной книгой. «А где здесь обещанный в рубрике “безумный персонаж”?» – воскликнет возмущенный читатель.
И будет прав. «Безумного персонажа» нет! Но есть многомиллионное общество советских людей, завороженных беспредельными возможностями «светлого будущего», которое они ждут по настоящее время. Их «социальным безумием» «великий комбинатор» весьма беззастенчиво пользовался. Многие и сегодня жаждут «всего и сразу», так как мало что изменились в нравственном отношении за последние годы.
В отличие от героя Ильи Ильфа и Евгения Петрова современные «остапы бендеры» размножились в таких неимоверных количествах, что сейчас арест и суд десятка-другого «великих комбинаторов» современности не вызывает ни у кого желания крикнуть: «Освободите героя!»
Фальшивые фирмы-однодневки по типу «Рогов и копыт» убеждают нас, что сие ноу-хау отнюдь не принадлежность нашего времени. Только масштабы современных деляг уже измеряются миллиардами рублей. «Комбинаторов» судят, сажают, но волна социокультурной дебильности охватила уже такое количество чиновников-коррупционеров, что они могли бы с гордо поднятой головой крикнуть: «Всех не пересажаете!» (Напомним, что перевод с латинского слова «corruptio» означает «растление».)
Впрочем, будем объективны. Некоторые психопатологические черты безусловно присутствуют и в личности Остапа Бендера. Иначе он вряд ли бы остался в общественной памяти столь запоминающимся персонажем.
Этот факт подтверждают не только повторяющиеся издания романов (они находились под запретом с 1949 по 1956 год), но и фильмы, и многочисленные памятники «великому комбинатору», установленные в разных российских (и не только) городах. Это ли не свидетельство «глубинной» народной любви к плутам разного рода?
У Остапа Бендера присутствуют: виртуозная, почти патологическая способность к вранью; инфантильное желание получить все и сразу, не занимаясь при этом систематическим трудом; склонность к авантюризму.
Эти характеристики социопата по классификации психических болезней относят к «диссоциальному расстройству личности».
Источники:
- Ильф Е. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев // Собрание сочинений в 5 томах. М. : ГИХЛ, 1961. Т. 1. С. 27–382.
- Ильф Е. А., Петров Е. П. Золотой теленок // Собрание сочинений в 5 томах. М. : ГИХЛ, 1961. Т. 2. С. 9–386.