Лурман работала с двумя психиатрами в Индии и одним в Гане, которые привлекли к проекту по 20 человек из каждой страны – все они проходили больничное или амбулаторное лечение от шизофрении и регулярно слышали голоса. Каждого участника подробно расспрашивали о том, что это за голоса, что они говорили и вступали ли сами пациенты в беседу с ними. Результаты этих опросов сравнили с результатами таких же интервью с американскими больными.
И выяснилось, что если в Штатах больные шизофренией по большей части слышат оскорбления и команды к насилию, то в Индии и Гане пациенты чаще говорят говорят о позитивных отношениях с бестелесными голосами, в которых к тому же узнают членов семьи или даже бога.
Никто из американских участников не сообщил о положительных впечатлениях от своих галлюцинаций, зато 14 признались, что те велели им причинить вред самим себе или другим людям, а пятеро и вовсе сравнили этот опыт с участием в военных действиях.
Между тем только четыре человека из индийских пациентов, участвовавших в опросе, слышали требования причинить кому-то вред. Остальные описывали голоса как «хорошие», даже если иногда они оказывались требовательными и пугающими. В основном это были родственники или супруги, которые давали советы, журили или давали распоряжения по домашней работе – об этом рассказали 13 из участников.
В Гане с пациентами чаще всего общались божественные существа (16 человек из опрошенных), при этом чаще всего это был позитивный опыт (10 человек). Хотя некоторые пациенты признали, что им случалось слышать плохие голоса, но при этом настаивали, что хорошие – как правило, это был опять-таки бог – все же оказывались сильнее. И лишь двое сообщили, что голоса велели им причинить кому-то вред или даже убить.
«Выученные культурные ожидания о природе разума и себя (самости) могут мотивировать американцев обращать большее внимание на негативные, агрессивные голоса», – комментирует свое исследование Лурман.
Многие свидетельства показывают, что жители Запада мыслят о разуме как о крепости, охраняющей мысли, а шизофрению воспринимают как «сломанный мозг». Например, все в том же исследовании американцы, особо настаивающие на том, что их галлюцинации нереальны и являются симптомами болезни, фокусировались на самым странных и враждебных голосах. А вот индийцы и африканцы, социальные миры которых гораздо большее значение придают не индивидуальности, а отношениям – в том числе с умершими, мало говорили о своем психиатрическом диагнозе. Более того, в их культуре признается возможность сверхъестественных контактов с духами. Возможно, именно поэтому в воображаемых голосах они гораздо чаще распознавали знакомых, которые пусть и не поддавались контролю, но были вполне рассудительны и приятны.
Важная деталь. Большинство участников исследования – вне зависимости от страны – были религиозны. Поэтому, настаивают ученые, этот фактор точно не имел серьезного влияния на результаты. Что-то еще сказывалось на тенденции в симптомах. Именно культурные различия, считают исследователи, могут помочь в понимании того, почему, например, в Штатах шизофрения протекает тяжелее и длительнее, чем в той же Индии.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ОСОБЕННОСТИ «БЫТОВОГО» СУМАСШЕСТВИЯ
Для психиатров давно не секрет, что «культурная среда человека влияет на то, как он сходит с ума». Но межкультуральные исследования стали проводиться только в последние десятилетия и приносят интересные результаты.
На основе своего 47-летнего стажа работы с психически больными людьми одной страны, но иногда разных национальностей могу уверенно подтвердить зависимость бредовых переживаний и связанных с ними галлюцинаторных расстройств от времени, от эпохи, в которой мы жили. А жизнь за последние десятилетия неоднократно менялась на глазах одного поколения. Изменялись и доминирующие виды бредовых расстройств.
В 70-е годы пациенты чаще жаловались на то, что их преследовали «агенты КГБ». В 80-е участились случаи «облучения недоброжелательными соседями» волнами СВЧ, чтобы «завладеть квартирой». В 90-х годах больных нередко «преследовали» «бандиты и рэкетиры». А в настоящее время преобладают депрессивные расстройства.
Не вдаваясь в социально-философские причины этих различий, уверен, что в наибольшей степени на вид галлюцинаторно-бредовых расстройств влияют бытовые, окружающие нас условия, включая и содержание телепередач.
кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог
Источник: sciencenews.org