С исполнительницей главной роли в нашумевшем фильме «Дура» мы договорились встретиться в ресторане «Джаганнат» на Кузнецком Мосту. Пока мы выбирали столик, я думала о том, с чего начать нашу беседу…
— А вы сами «Дуру» смотрели? — Оксана задает вопрос первой.
— Да. Я дефектолог по образованию и все фильмы о людях с ограниченными ограниченными возможностями смотрю обязательно. С профессиональной точки зрения у меня постоянно было ощущение, что Ульяна Тулина не вписывается в рамки диагнозов, но в результате мое профессиональное «не верю» было сломлено — в финале плакала.
— Я почему спросила — сразу после выхода картины меня завалили вопросами о диагнозе главной героини. Какая разница, какой у нее диагноз?! Это же не документальное кино.
— Если я вас правильно понимаю, изначально была поставлена задача не отталкиваться от правдоподобности?
— Конечно.
— И вы намеренно никуда не ходили?
— Да. Мне было страшно. Но я готовилась к этому образу четыре месяца: определила свою Ульяну десятилетним ребенком, кроме этого степень непосредственности можно было позаимствовать у животных. На самом деле дети и животные самая эмоционально обделенная группа, никто в них не собирается разбираться. Все знают, что надо собаке, ребенку. При этом родители редко задают вопросы, а когда задают, уже слишком поздно.
— А у вас есть дети?
— У меня две дочери — двойняшки двух с половиной лет.
— Помните свой детский опыт?
— Да. Это помогло понять мне природу своих детских комплексов. Скажем — комплекс вины.
— У вас был комплекс вины?
— Он остается до сих пор. Я пока не могу с ним справиться. Даже когда резка с детьми, чувствую себя виноватой, извиняюсь и долго разговариваю с ними.
— Что еще пришло из детства?
— Скорее, из юности. Однажды ко мне в руки попала кассета: некий патологоанатом собрал и записал факты смерти, начиная от убийства комара и заканчивая катастрофами. Мысль проста: если кто-то кого-то обидел, все возвращается бумерангом. Там были кадры с фермы, где разводят крокодилов. Достаточно жесткое зрелище, когда их вылавливают из болота, разделывают, распарывают животы. Тут же идет следующий кадр: ловцы не замечают, как сбоку выползает огромный аллигатор и просто оттяпывает полчеловека. Вот еще факт экзальтированного убийства: Мексика. Изысканный ресторан, невероятно гламурная обстановка. Две пары очень красивых и дорого одетых людей садятся за круглый столик под отрытым небом и делают заказ. Официант приносит им деревянную кадушечку, в которую сажает маленькую мартышку: она сидит и держится за кадушечку лапками. А у господ помимо разнообразных бокалов и безумного количества приборов лежит деревянная колотушечка. И они этой колотушечкой в итоге разбивают мартышечке череп и вкушают деликатес — еще не остывший мозг. Я не буду говорить о своем отношении к этому, но с тех пор больше не ем мяса. Обычно я не рассказываю о таких вещах. Даже если я говорю со своими близкими или приятелями, меня часто не понимают…
— Боитесь показаться странной?
— После фильма «Дура» я стала терять эту зависимость. Сейчас я не боюсь чему-то или кому-то не соответствовать.
— Вас Ульяна Тулина этому научила?
— Да. Нажитая толстокожесть, от которой не уйдешь, живя в социуме, сменилась остротой переживаний. Ульяна навела генеральную уборку в моем внутреннем мире. После премьеры на банкете продюсер спросила: «Девчонки, кто еще такая же дура?». Лес рук. Иногда случается, что быть дурой неожиданно приятно.
— А вы создаете какой-то образ в глазах окружающих намеренно?
— Все-таки я не могу сказать, что я абсолютно такая, какая есть. Я вам объясню почему. Это очень больно.
— Почему?
— Потому что ты отказываешься от защиты. Инстинкт самосохранения все равно работает. Попадая в чужое общество, ты уже не можешь быть нараспашку. Есть выражение: «Чем шире ты распахиваешь объятия, тем легче тебя распять». Сначала оно меня возмущало, а потом я поняла, что так оно и есть.
— Простите за банальный вопрос, поговаривают, что в театральном мире очень много интриг. Вы принимаете участие в интригах?
— Нет, я вообще не люблю интриги. Я не интриганка.
— Как же вы тогда выживаете в театре?
— Я не выживаю, я там служу. Сказать, что «не интриганка» — значит соврать? Возможно. Тогда скажу по-другому. Я не люблю принимать участие в интригах. Да, действительно бывают случаи, когда надо принимать чью-то сторону, но я все-таки, используя свой рыбий характер, пытаюсь обходить острые углы — обтекать. Если надо, как пескарь, зашиться в какую-нибудь щелочку.
— Но «пересидеть» — это тоже способ интриговать.
— Да, но с другой стороны, в крайних случаях, во мне просыпается вторая рыба — акула и нападает до тех пор, пока ситуация не разрешится. Хотя мне иногда жаль впустую тратить энергию. И интриги — это одна из причин, по которым я ушла из репертуарного театра.
— Оксана, а вы верующий человек? Ходите в церковь, соблюдаете обряды?
— Нет, я все-таки человек мирской и светский. Но когда я испытываю какую-то духовную нужду и потребность, я, конечно же, бегу в храм. Я разговаривала на эту тему с крестным своих дочерей — отцом Антонием: «Я курю, за рулем нет-нет да и вверну какое-нибудь крепкое словечко, да мало ли»… Как при этом оценивать себя в глазах Создателя? Он ответил: «Не волнуйся, ангелы все пишут в твою хартию. Причем пишет и тот, что за левым плечом, и тот, что за правым». Меня тогда зацепило слово «хартия». Heart — по-английски «сердце». Твоя сердечная книжечка. Насколько правильно функционирует твой главный орган, насколько твоя душа с ним в союзе? И что может тебе писать тот, что за правым плечом, и что — тот, что за левым? Этакие сочинения на вольную тему и у одного и у второго.
— Мне кажется, вас можно назвать нестандартным человеком.
— Нестандартная? Да, это точно я, даже мой муж иногда говорит мне: «Оксана, ну какая же ты — дура!»
— А когда вы с Максимом познакомились, для вас важно было, что он режиссер?
— О чем вы говорите, когда мы познакомились, я еще даже не была студенткой ВГИКа, а он только окончил Щукинское театральное училище, актерское отделение. Ничто не предвещало. Недавно мы вспоминали, сколько лет мы вместе, и если говорить о наполненности существования, то кажется, что лет сто. И пришли к выводу, что определенная степень сумасбродства существует. Мы и пара не совсем стандартная.
— В чем это проявляется?
— Начиная от поздравлений с днем рождения и заканчивая выяснением отношений.
— Например?
— Однажды мне показалось, что мы стали слишком громко кричать и употреблять слова, которые унижают человеческое достоинство. Все происходило, как это водится у нас в Италии, — на кухне. Я что-то готовила, нет, я, конечно, не метала ножей, собиралась что-то варить и набрала целую кастрюлю воды, но вместо того, чтобы поставить ее на плиту, я почему-то вылила ее на Максима. Он остыл.
— Что он сказал?
— Он улыбнулся и, отплевываясь, сказал: «Это было креативно!»
— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы прийти к своей большой цели?
— Для начала было бы неплохо определить, что это за цель?
— Допустим, сняться в картине, которая останется на века, сделать открытие или заработать миллион.
— Существует такое выражение: «Бойся мечтать, потому что однажды твоя мечта может осуществиться». Надо действительно осознавать, правильно ли сформулирована цель. Не согласна, что все средства хороши. Я бы продолжила: хороши все средства, которые не наносят ущерба, в первую очередь твоей целостности, не разрушают тебя самого. В простонародье это называется «совесть».
— А чем грозит, на ваш взгляд, потеря совести?
— Это зависит от человека, но я точно обречена на муки, на попытку искупить. У меня была такая история.
— А что за история?
— Это совсем интимная вещь. Просто однажды я предала человека. Я чувствую, как это периодически всплывает. Как тикает счетчик, насколько я сумела искупить свою вину.
— Вы пытались? Как?
— Может быть, используя аналогичные ситуации, встречавшиеся мне в жизни.
— А вы уверены, что это было предательство?
— Трудно сказать. Это было еще в юности, но я точно знаю, что этот человек потом страдал, и достаточно сильно, чтобы я по сей день об этом вспоминала.
— Цели определены. Какие качества необходимы человеку, чтобы добиться успеха?
— Я лучше скажу, какие мешают. Есть качества, которые я терпеть не могу, — это лень, глупость, некоторый инфантилизм и странные амбиции. Амбиции вообще-то очень хорошее качество. Оно работает как твой двигатель к достижению цели, но бывают странные амбиции — этакая поза отрицания: «Я такой умный и тонкий. Меня надо брать и использовать как бриллиант». Я не понимаю, когда человек так рассуждает. Это утопия, никто не придет и ничего не сделает. Представьте, лебедь плывет по озеру, весь такой грациозный, томно моргая глазками и медленно поворачивая изумительно красивую длинную шею, и ведь никто не видит, с какой быстротой работают его красные костлявые лапки в холодной воде. Он делает это честно, его лапок не видно, видна красота. Правда, цель у лебедя может быть разной, либо прекрасный пруд с плакучей ивой, либо скотный двор, где тепло, сытно, но ужасно скучно.
— Про лень и нелепые амбиции понятно, а почему глупость мешает?
— Глупость разрушительна для человека и его личности, она рождает равнодушие и цинизм, человеческое невежество. Все это усиливает зло, которого и так немало. Именно с такими сослагательными путь на скотный двор.
— Чего вы боитесь?
— Боюсь приобрести все эти качества и оказаться недостаточно зоркой. Меня это будет уничтожать.
— Боитесь себя потерять?
— Да.
Родилась в городе Минске в семье солистки белорусского оперного театра и преподавателя вокала.
Выпускница ВГИКа. Мастерская Киндинова — Баталова.
* Максим Коростышевский. «Дура»
* Эльдар Рязанов. «Тихие омуты»
* Геральд Бежанов. «Вход через окно»
* Максим Коростышевский. «Игра в модерн»
* Аванес Арутюнян. «Пелена»