Сложно себе представить группу людей, между членами которой отсутствовало бы хотя бы скрытое соперничество. Конкуренция значительно выше, если эта группа людей работает в престижной компании и все сотрудники, находясь на одном организационном уровне, подчиняются одному руководителю. Прибавьте к этому еще и то, что в этой группе есть неразрешенные конфликты, – и вы получите гремучую смесь.
Можно классифицировать офисные войны по разным факторам. По сроку войны бывают продолжительные и краткосрочные, по количеству вовлеченных сотрудников – локальные и организационные, по рискам для организации – безопасные и критически опасные, по проявлению – скрытые (холодные) и открытые. Вот яркий пример такого противостояния.
В одной быстроразвивающейся компании долго не могли найти финансового директора. Кандидаты, владевшие необходимым для данной позиции уровнем профессионализма, были холосты, а одним из требований генерального директора выдвигался стабильный семейный статус нового сотрудника. Предыдущий финансовый директор вышла замуж и сразу же уволилась, не подготовив достойного преемника. Для поиска сотрудника были задействованы все ресурсы.
Через неделю на собеседование приехала Зинаида, чей профессиональный опыт точно соответствовал требованиям должности. На встрече она держалась уверенно, открыто отвечала на вопросы, демонстрировала позитивный настрой. Срок закрытия вакансии «поджимал», и Зинаиду пригласили на работу в компанию. Не успев отработать первый месяц, она стала инициировать замену аудиторов (и это в отчетный период). Поступали жалобы, что Зинаида высокомерно общалась с рядовыми сотрудниками, нарушилась коммуникация между финансовой службой и сотрудниками других подразделений.
Зинаида буквально расколола весь казавшийся ранее сплоченным коллектив компании. Было решено высказать ряд замечаний Зинаиде по работе. Дать обратную связь попросили исполнительного директора Олега. Он максимально объективно и независимо постарался передать информацию об ошибках в работе и в отношениях с коллегами. В виде одной из рекомендаций Олег посоветовал Зинаиде брать пример с коммерческого директора Татьяны, которая отличалась открытостью в коммуникации с коллегами и готовностью совместно решать сложные ситуации.
ПРИЧИНАМИ ОФИСНЫХ ВОЙН МОГУТ БЫТЬ
Личностные предпосылки
Для некоторых людей атмосфера конфликта – условие комфортного существования. Они стараются создать конфронтацию практически во всех сферах своей жизни. Зачастую ищут конфликт даже там, где его нет, искажая восприятие обстоятельств или провоцируя других.
Не всегда наши ожидания от общения с окружающими соответствуют их поведению, чувствам, высказываниям. Мнительность и недоверие к коллегам могут стать пассивными предпосылками конфликта. Неуверенные в себе люди зачастую ищут признаки негативного отношения к себе в жестах, выражениях, взгляде, интонации других, даже не задумываясь о том, что у этих проявлений может быть еще несколько сотен посторонних причин. Подобное искажение восприятия формирует ответную агрессивную позицию. Как говорил Ж. П. Сартр, «недоверие ведет к войне».
Нездоровые элементы корпоративной культуры
Довольно часто офисные войны начинаются на верхнем организационном уровне. С годами нерешенные противостояния прочно врастают в корпоративную культуру компании, влияют на принципы коммуникации. Существуют организации, в которых интриги и деструктивный подход к общению с коллегами являются основополагающими элементами культуры. Обычно в таких компаниях неприязнь вызывают те, чье поведение не соответствует принятым нормам, кто не готов поддерживать интриги, или те, кто пытается с ними бороться. Да и новым сотрудникам таких компаний приходится проходить нелегкое «боевое крещение».
Прошло два месяца, и Олега стало беспокоить поведение коммерческого директора. Татьяна демонстративно избегала общения с Олегом. Ситуация осложнялась еще тем, что сотрудники Олега и Татьяны не могли уже, как раньше, решать рабочие вопросы на своем уровне: они избегали непосредственного общения между собой, основную коммуникацию осуществляли через электронную почту. Олег решился открыто выяснить у Татьяны причину конфликта. Весьма эмоционально Татьяна высказала Олегу, что ему не следовало критиковать ее в разговоре с новым человеком. Олег был поражен. Он подозревал, что Зинаида создает интриги, но чтобы так его оклеветать!
Олег решил всеми возможными силами сделать так, чтобы интриги, сплетни и деструктивное отношение навсегда покинули компанию. Вместе с Зинаидой. Он стал собирать свое «войско» — заручился поддержкой руководителя службы безопасности, директора по персоналу.
Офисные войны во многом схожи с войнами политическими. В них также принято создавать коалиции, желательно – с наиболее влиятельными союзниками, в них существует несколько ключевых военных схваток и дипломатические, не боевые меры, направленные на дискредитацию врага. В офисных войнах также регулярно проводится сбор штаба армии для обдумывания тактики следующего боя. А главное сходство – эти войны не могут проходить без ущерба для каждой воюющей стороны. В результате войны теряется репутация, время, силы, снижается рабочая эффективность каждого из сотрудников, вовлеченных в противостояние; в зависимости от масштабов войны – могут снижаться результаты компании в целом.
Несколько дней спустя руководитель службы безопасности представил отчет о результатах проверки Зинаиды генеральному директору. В отчете обозначалось, что:
– услуги предлагаемых аудиторов стоили на 30% выше рыночных предложений;
– Зинаида в переписке с корпоративной почты со знакомыми и коллегами по предыдущей работе нелицеприятно отзывается о компании и ее руководстве, пересылает файлы, содержащие конфиденциальную информацию;
– на предыдущем месте работы после ухода Зинаиды не смогли досчитаться приличной суммы, хранившейся в сейфе финансового отдела.
В этот же день Зинаида была уволена. В результате офисной войны показатели работы компании не только не достигли запланированных, но почти на 15% оказались ниже прошлогодних результатов. В памяти коллег и руководства эта офисная война осталась надолго.
КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ОФИСНЫМ ВОЙНАМ?
Какие профилактические меры надо предпринять сотрудникам и руководителям бизнеса, чтобы надолго защитить компанию от подобных проблем?
Рекомендации сотрудникам
В общении с коллегами постарайтесь не обсуждать работу других сотрудников и руководства. Сосредотачивайтесь на выполнении своих рабочих обязанностей. Не стремитесь быть в курсе всех разговоров, интриг и сплетен в компании. Если вас вовлекают в обсуждения нерабочих вопросов, переводите беседу на нейтральные темы. Постарайтесь не отдавать предпочтения каким-либо группам сотрудников. Общайтесь со всеми «на равных» независимо от статуса коллеги. Демонстрируйте независимость своей позиции и суждений. Не стремитесь при возникновении конфликтной ситуации всеми способами убедить оппонента в правильности вашей позиции и некорректности его точки зрения. Не становитесь инициатором противостояния. Стремитесь к примирению сторон.
Рекомендации руководителям бизнеса
При подборе нового сотрудника в компанию постарайтесь получить максимум информации о его предыдущей работе, найдите возможность связаться с бывшими (желательно несколькими) работодателями, спросите их мнение о качестве работы сотрудника, причинах ухода, о его личностных особенностях. Увеличьте испытательный срок для ключевых позиций в компании. За время испытательного срока пристально анализируйте качество и сроки выполнения задач сотрудником, а также его стиль общения с коллегами и поведение в коллективе. Старайтесь четко и равномерно (исходя из возможностей каждого сотрудника) распределять рабочую нагрузку. Избегайте перегрузки работой одних сотрудников при недогрузке других. Пресекайте все неконструктивные обращения сотрудников к вам. Избавляйтесь от сплетен и интриг в вашем подразделении. Если не можете избавиться, выслушивайте информацию только с привлечением обеих противодействующих сторон.
Сам себе миротворец
Большинство имеющих постоянную работу россиян (86%) привыкли решать конфликтные ситуации с коллегами самостоятельно. 1 800 респондентам разного возраста, пола и социального статуса был задан вопрос: «Как Вы чаще всего решаете конфликтные ситуации с коллегами?» Ответы респондентов распределились следующим образом:
Варианты ответов
2% – жалуюсь начальству;
0% – жалуюсь в сторонние организации (милицию, партнерам, клиентам и т. д.);
5% – привлекаю рабочий коллектив;
86% – решаю самостоятельно;
3% – никак не решаю;
4% – затрудняюсь ответить.
Большинство мужчин и женщин разрешают конфликты с коллегами самостоятельно (86%). «Думаю, это самый правильный путь»; «Если коллега в состоянии понять и конструктивно обсудить конфликтную ситуацию»; «Всегда сам. До этого работал конфликт-менеджером, соответственно умею находить подход к каждому человеку», – комментируют представители сильного пола свои ответы. 5% респондентов в конфликтных ситуациях просят помощи у коллег, комментируя: «В редких случаях я привлекаю рабочий коллектив». Пожаловаться начальству в конфликтной ситуации – это экстренная мера, к которой прибегают лишь 2% респондентов. Еще реже в случае возникновения конфликтов наши сограждане жалуются в сторонние организации (милицию, партнерам, клиентам и т. д.) – этот вариант ответа не набрал и 1% голосов респондентов.
По материалам Исследовательского центра портала SuperJob.ru