Офисная дедовщина
К сожалению, найти свою «команду мечты» (dream team) получается далеко не у всех. Жизнь полна негативных примеров. Крупная компания с большим отделом продаж. Активно рекламируют вакансии продавцов: «Нужны молодые, активные и общительные!» Обещают дружный коллектив и финансовый успех для каждого. Но что происходит на самом деле? Нового сотрудника встречают очень тепло. Его угощает чашкой кофе сам руководитель отдела. Потом проходит адаптационный тренинг, где все обнимаются, поют корпоративный гимн, делятся вдохновляющими «историями побед». Затем за новичком закрепляют наставника, который в течение месяца обучает его всем тонкостям. Казалось бы, все замечательно… Но «медовый месяц» пролетает быстро и начинаются суровые трудовые будни.
И тут выясняется, что в отделе жесткая конкуренция: те, кто продает много, получает хорошие премии; а те, кто не выполняет план, платит штраф. И тут «старички» и новенькие оказываются в неравных условиях. Опытные сотрудники получают перспективных и денежных клиентов, а новичкам достаются мелкие покупатели, самая старательная работа с которыми вряд ли поможет выполнить план продаж. Самый «хитрый винтик» в этом механизме – тот самый гостеприимный руководитель отдела. Именно он принимает решения о закреплении клиентов за конкретными менеджерами. Шеф дружит со «старичками» и отдает им лучших заказчиков. В итоге зарплата у стажеров и ветеранов разнится в четыре – пять раз!
Как вы думаете, насколько такая разница мотивирует новичков? И насколько это улучшает отношения в коллективе? Есть и еще одно обстоятельство… В отделе существует правило, согласно которому менеджеры могут обмениваться между собой клиентами. И «старички» иногда пользуются этим правилом. Но как они это делают! Существует негласная система торговли: «старички» как бы «продают» своих клиентов новичкам в обмен на всякие мелкие услуги.
На первый взгляд, ничего криминального, если бы эти услуги не носили унизительный характер. Для «старичков» это своего рода развлечение: если новичок соглашается на обмен, он становится «рабом», который обязан выполнить десять желаний своего «господина». «Рабовладельцы» устраивают соревнования, кто придумает более дурацкое задание для «раба». Что самое обидное, заветный обмен в итоге может и не состояться – если вдруг «старички» решат, что «раб» плохо выполняет задания.
В целом ситуация очень напоминает армейскую дедовщину. Плюс демонстративное игнорирование проблемы руководителем: «Не маленькие, пусть сами разбираются». В результате отдел продаж сталкивается с предсказуемой проблемой: «новобранцы» выдерживают в этом «дружном коллективе» полгода-год, после чего сбегают. «Деды» сидят на своих местах годами, но при этом эффективной их работу назвать нельзя. Они неплохо зарабатывают за счет постоянных клиентов, а вот тратить силы на развитие им не хочется. И клиентская база, и объем продаж растут намного медленнее, чем хотелось бы руководству.
С психологической точки зрения в компании происходит обыкновенный моббинг (от англ. mob – «толпа»). Этот появившийся в конце ХХ века термин обозначает форму психологического насилия в виде травли сотрудника коллективом. Причины могут быть самыми разными – например, зависть к более образованному и успешному коллеге, стремление самоутвердиться, выплеснуть негативные эмоции и другое.
Каким бывает моббинг
Моббинг может принимать разные формы. Иногда это сплетни и слухи, которые распускаются за спиной жертвы. В некоторых случаях это изоляция, нежелание общаться с изгоем. У жертвы неожиданно начинают пропадать вещи; и хорошо, если за личными вещами не начнут вдруг теряться важные документы. В самых тяжелых случаях моббинг проявляется в причинении вреда здоровью, в «подставах» (когда жертву делают виновной в серьезных нарушениях, которых она не совершала), что может повлечь за собой судебные преследования.
Виды моббинга:
- горизонтальный – это давление о стороны коллег;
- вертикальный – со стороны начальства или подчиненных;
- сэндвич-моббинг – травля со всех сторон.
Некоторые виды моббинга кажутся вполне безобидными. Например, одним из заданий, которое «господа» давали своим «слугам», было такое: каждое утро в течение недели встречать чашечкой свежезаваренного кофе. Вроде бы легкая «работа»! Но дело вовсе не в сложности поручения!
Моббинг – это в первую очередь эмоциональное насилие: если вместо радости от общения с коллегами человек чувствует себя униженным, подавленным, демотивированным и беспомощным. Травля приводит к хроническому стрессу; а накопленный стресс – это уже серьезная психотравма, которая может иметь много негативных последствий для психического и телесного здоровья.
Травлей являются любые действия, ограничивающие личную свободу человека, принуждающие его совершать те действия, которые он не должен (в силу должностных обязанностей) и не хочет совершать.
Бороться или бежать?
Что делать, если вы подвергаетесь моббингу? Самый разумный ответ (экономящий ваши силы, здоровье и время) – увольнение по собственному желанию. Если известны зачинщики, то можно попытаться начать с ними переговоры. В очень редких случаях, если в основе моббинга лежит личная неприязнь к вам, ее можно преодолеть. Но если травля основана на неписаных правилах организационной культуры, изменить ситуацию практически невозможно. Во всяком случае, без вмешательства руководства и без серьезной трансформации организации в целом.