Виталий, 26 лет
Причина такого поведения ребенка в актуальном страхе, который сформировался в травмирующей (и физически, и психологически) ситуации. Кроме того, как раз в возрасте от года до трех лет страх боли, уколов и связанный с ним страх медицинских работников является третьим по частоте возникновения (в возрасте от трех до пяти этот страх уже присутствует почти у 50% детей). В связи с этим проявления страха могут быть сильнее и продолжительнее, чем у детей, которые не попадали в подобную ситуацию.
Стрессовый заряд ситуации таков, что может вызвать сильную реакцию. Прежде всего это навязчивые воспоминания, «флешбэки» (flash back) – яркие образы произошедшего, как будто вспыхивающие в голове и не поддающиеся контролю. Они часто возникают, если какой-то стимул напоминает о происшествии. Ребенок снова переживает ужас, будто находится в опасной ситуации, хотя реальной опасности нет. Иначе говоря, когда ваш сын описался, он пережил «флешбэк»: что-то жидкое, повышенной температуры, льется – опасность!
Побороть страх можно, встретившись с ним. Но конечно, это должен быть постепенный контролируемый процесс. Наиболее сложным представляется страх теплой воды, потому что он всерьез может затруднять повседневную жизнь. Чтобы преодолеть его, вы можете действовать постепенно. Вам нужно добиться того, чтобы он перестал воспринимать воду (в том числе льющуюся) как опасность.
Ваш ребенок в том возрасте, когда быстро усваиваются простые понятия, например «холодный», «теплый», «горячий». Возьмите две пластиковые бутыли небольшого размера, прозрачные. Наполните их на 2/3 водой: холодной и теплой для начала. Пусть ребенок дотронется сначала до одной бутыли, потом до другой рукой или пальчиком. Комментируйте спокойным голосом без тревоги: «холодная вода», «теплая вода». Потрясите немного бутыли, переверните их вверх донышком, чтобы ребенок увидел, что там действительно налита вода. Затем можно открыть бутыль с теплой водой и, привлекая внимание ребенка, показать ему, как льется вода, и как вы без страха подставляете под нее руку. Пока не настаивайте на том, чтобы он тоже подставил руку. Для этого время придет. Вы сами уловите момент, когда он будет готов подставить ручку под льющуюся воду. Поиграйте так несколько раз, пока не увидите, что страх уменьшился.
Что касается горячей воды, то, говоря о чае в чашках или чайнике, произносите слово «горячо» с оттенком тревоги, но не излишней. Покажите ребенку, что от горячей воды поднимается пар (произносите четко слово «пар»), и скажите: «Горячо, нельзя трогать!»
Действуя таким образом, вы включаете одновременно несколько механизмов: интеллектуальную переработку опыта через введение новых для него понятий, игровую, экспериментальную.
И еще пару месяцев придерживайтесь таких рекомендаций:
1. Не фиксируйтесь на страхе.
Хочу предостеречь вас от слишком активного «помогательства». Есть интересный феномен: чем активнее со страхом борешься, тем больше он может закрепиться. Происходит это потому, что родители слишком фиксируются на страхе, сами беспокоятся чуть ли не больше ребенка. В такой ситуации страх становится тем «пупом», вокруг которого начинает крутиться жизнь семьи. Поэтому слишком большая активность, которую развивают родители, может вместо помощи оказаться помехой.
2. Поиграйте.
Возьмите игрушки и поиграйте, как мама Зайчиха и Зайчонок попали в больницу, как они там были и как их потом выписали домой и они встретились с папой. Акцент делайте именно на моменте выписки и прибытия домой. В процессе игры Зайчиха с сыночком может пойти в поликлинику и быстро вернуться домой. Купите ребенку «набор доктора» и поучите, как «лечить игрушки». Это помогает преодолевать страх боли и медицинских инструментов. Для какой-то игрушки сшейте белый халатик, и пусть она будет «доктором». В общем, игры на тему лечения сейчас для вас.
3. Вместе посмотрите мультфильм.
Некоторые дети уже в возрасте полутора лет могут смотреть детские мультфильмы в течение четырех – пяти минут. Если это так, то покажите малышу смешной мультик из серии «Маша и медведь», где Маша была доктором.
4. Создайте спокойную атмосферу.
Постарайтесь избегать всего, что будет нести для ребенка дополнительную эмоциональную нагрузку. Создайте для него (и в целом в семье) спокойную атмосферу. Позитивный фон поможет избавиться от тревоги и страхов. Но при этом не стоит перестраивать всю жизнь ребенка, создавая полностью «тепличную» атмосферу.
5. Говорите о произошедшем спокойно.
В ваших рассказах ребенок может превратиться в «героя», который все выдержал и победил болезнь. Однако не впадайте в крайности, утверждая, что он «совсем не боялся».
6. И самое важное, запаситесь терпением.
Постепенно ситуация будет облегчаться. Помните, что вы в состоянии помочь своему ребенку, хотя нужно настроиться на то, что процесс вряд ли будет быстрым. Малыш столкнулся с ситуацией, которая спровоцировала появление сильного страха. Такие страхи стоят на страже у инстинкта самосохранения. Ребенок начинает понимать, что такое «больно». Так начинается мощная работа, которая не прекратится уже никогда: человек не желает испытывать боль и стремится избегать опасных ситуаций.
Нахождение в больнице – трудный период как для родителей, так и для ребенка. Но теперь вы знаете, что врачи способны помочь и что ваш малыш на самом деле сильный, он победитель. Возьмите этот опыт дальше с собой, а весь негатив оставьте в прошлом. Он обязательно справится, а вы поможете!