Даже если вы не смотрели фильм «Леон», вы наверняка слышали о нем. Замечательный и редкий случай, когда под маской боевика скрывается картина с глубоким смыслом. Лента, завоевавшая любовь зрителей и одобрение профессиональных критиков. Чем же нас так зацепил «Леон» (1994)?
Нашумевшая картина Люка Бессона разворачивается в Нью-Йорке. Двенадцатилетняя девочка Матильда (Натали Портман) живет с родителями, которые заняты только собой. Она переживает подростковый кризис и задается первыми серьезными вопросами, на которые взрослые не торопятся ответить. Леон (Жан Рено) – наемный убийца средних лет, ведет образ жизни волка-одиночки. Родителей девочки убивают, и она вот-вот станет следующей жертвой полицейского маньяка, но скрывается в квартире Леона. Девочка жаждет отомстить за маленького братика, погибшего вместе с родителями. Матильда влюбляется в своего спасителя. Он не дает воли чувствам, зато соглашается учить ее своему «ремеслу». Не сложно догадаться, что такая романтическая история в стиле Бонни и Клайда, не закончится «хэппи эндом».
Вы наверняка замечали, что некоторые фильмы не особенно впечатляют, тогда как другие поднимают настроение, побуждают к действиям или пугают, оставляют после себя неприятный осадок. На таких впечатлениях строится кинотерапия – система методов работы с реакциями человека, полученными во время и после просмотра фильма. Нужно лишь обратить внимание на свои чувства и позволить им что-то изменить в вас.
В основе метода лежит идея о том, что каждый проносит увиденное через себя, заостряя внимание на ситуациях и проблемах, схожих с их собственными, эмоционально реагируя на них. Кино помогает нам посмотреть на себя со стороны и найти ресурсы для решения собственных неурядиц. Возвращаясь к нашей ленте, мы находим в ней столько животрепещущих тем, что невозможно остаться равнодушным.
Об одиночестве
Все возрасты покорны не только любви, но и тревогам, сомнениям, разочарованиям и горькому чувству, что ты один на один со всем этим мрачным букетом. Одиночество… Оно мучает и юную девочку, и взрослого мужчину. Каждый ищет свой путь, согласно подручным средствам. У Матильды есть маленький братик, а у Леона самый близкий «друг» – комнатный цветок, о котором он нежно заботится, перетаскивая его из одной съемной квартиры в другую.
О том, как два одиночества могут встретиться в совершенно неожиданных обстоятельствах
Знаете ли вы, что родственная душа может оказаться с вами под одной крышей? Вы почти каждый день ходите мимо друг друга. Вы и мысли не допускаете, что вам «по пути». Стоит лишь оглядеться по сторонам и заговорить…
О том, что у медали две стороны
Главные герои кое-как справляются, но его величество Случай сталкивает их друг с другом. Леон не торопится впускать кого-то в свою жизнь. Пока он одинок, ему нечего терять, он бесстрашен, а значит неуязвим. Упрямая девчонка находит способ растопить его сердце. Однако ценой такого союза становятся слабые места, неведомые одинокому волку, но неизбежные для того, кто за кого-то в ответе.
О трудностях переходного возраста
А вот, если хотите, яркий подростковый кризис. Мало у кого он прошел незаметно. Мы злились на взрослых, не понимали их, даже сомневались в нашем кровном родстве. Если жизнь так сложна, зачем вообще жить? Зачем ходить в школу? Чему могут научить родители и учителя, если сами они неудачники с потухшим взглядом? Как хотелось залепить пощечину всему этому жестокому миру… Матильда и вовсе берется за оружие, но в конце фильма все-таки возвращается в школу. Урок усвоен…
О том, что нельзя делить все на белое и черное
В этом фильме мы постоянно сталкиваемся с неоднозначностью: маленькая, но взрослая девочка, мужчина, оставшийся ребенком, добродушный киллер и злодей-полицейский… Мы узнаем, что Леон не такой ужасный, а Матильда не такая уж безобидная, какими они кажутся на первый взгляд. Приходится отказать себе в черно-белом мышлении, а может и принять свои собственные слабости и недостатки.
О том, как на самом деле заканчиваются сказки
Здесь вы найдете сценарий а-ля «Красавица и чудовище» в современном пересказе, приближенном к реальной жизни и с реалистичным концом. Именно чудовище обладает недюжинной силой, которая покидает его, когда оно перестает быть чудовищем. Чудовища вообще не очень-то склонны к переменам в жизни, но если и решаются на них, то Принцессы должны быть готовы к сильным «побочным эффектам».
Это картина о границах дозволенного. Каждый додумывает отношения девочки и мужчины по-своему… О жажде мести. О том, как она ослепляет и заставляет совершать нелепые ошибки… Одним словом, в каждом из нас «Леон» найдет струны, которые заиграют внутри.
- Какие чувства этот фильм вызвал у вас?
- А каждый из его героев?
- Что стало с вашей Матильдой после окончания истории?
- Не лишаете ли вы себя желанной цели, опираясь именно на скрытые выгоды (быть одиноким, но неуязвимым)?
- Осознаете ли вы их?
- Готовы ли вы отказаться от своей цели такой ценой?
Здесь вы найдете для себя очень много вопросов. Позвольте им прозвучать, и попробуйте честно на них ответить. Хороший вопрос – бесценный инструмент для решения любой проблемы.