Ученые озабоченно рассуждают о тревожном явлении в обществе, получившем название «ренессанс магического сознания». Число людей, переставших доверять науке и практике, построенной на ее основе, но зато верящих в магию и колдовство, стремительно растет. Как-то незаметно Волшебники и Колдуны из сказок перекочевали в нашу повседневную жизнь.
ИЗ САМЫХ ЧИТАЮЩИХ — В САМЫЕ КОЛДУЮЩИЕ…
Ушли в прошлое времена, когда наш народ был самым читающим в мире. Теперь он со стремительной скоростью превращается в самый колдующий.
Размыванию и без того зыбкой границы между миром фантазий и реальностью гражданам помогает фэнтези. Любопытно, что многие почитатели «Ночного дозора» даже и не считают его фантастикой. Их можно понять. Ведь Интернет и СМИ набиты до отказа рекламой всевозможных магических услуг и обучающих семинаров, а полки книжных магазинов — «серьезной» литературой по магии.
Юные детские умы уверенно направляет в сторону магического образа мысли Гарри Поттер. Людям посерьезнее, тем, кого сказочками для детей и взрослых не проймешь, уверенно встать на тропу магического мышления помогают книги американского фольклориста и этнографа Карлоса Кастанеды.
А вот по ТВ идет сериал «Приключения мага». Главная героиня — хозяйка салона магии, потомственная колдунья в исполнении популярной Марии Шукшиной. Колдунья по сценарию воплощенная добродетель и праведность. А жених ее, сотрудник милиции, ненавязчиво подтверждает легитимность ее занятий. Смотришь этот сериал и думаешь, как тонко его авторы уловили конъюнктуру спроса, посылая зрителю весьма двусмысленное сообщение о своем отношении к магии. Красавица Шукшина вроде и сказочную колдунью играет, но на фоне множества вполне реальных салонов магии, среди которых живем, сериал все равно производит впечатление пиар-акции.
В документальном формате после нескольких лет регулярных передач, в которых возможность презентовать себя широкой аудитории получило множество магических затейников, на новый уровень телевизионной популярности магию вывела передача «Битва экстрасенсов». В ней от проникновенных рассказов о себе маги перешли к демонстрации способностей.
Тем временем психологи продолжают появляться на ТВ только в качестве «говорящих голов». Правда, однажды тунгусским метеоритом пронесся доктор Курпатов. Так ведь один в поле не воин. Интересно, почему психологов на экране намного меньше, чем магов? Может быть, потому же, почему не ходят толпами сантехники? А что, собственно, и тем, и другим делать на телевидении? Ведь работа и у нас, и у них по большей части приватная. Кроме того, предмет психологии настолько сложен, что для широкой публики вещать о нем очень непросто.
Но — чу! Вот две колдуньи уже постучались в ворота «Дома-2».
НЕМНОГО НАУКИ (ИЛИ «ЕСЛИ НА КЛЕТКЕ СО СЛОНОМ…»)
«…прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», — предупреждал Козьма Прутков. Вняв мудрому совету, попробуем понять, что за явление скрывается за этикеткой «магия». Для начала заглянем в словарь Даля.
Магия — знание и употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками1.
А вот что написано о магии в «Энциклопедии эзотеризма».
«…В древности считалось, что в основе магии лежат сверхъестественные силы, но к Средним векам возобладало представление о естественном характере магии… На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлющего закона природы, и М. основывается уже не на «несанкционированных культурой операциях», исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком Закона Подобия. Ритуальные действия, согласно воззрениям приверженцев М., способны оказывать воздействие на природу и человека»2.
Различие между наукой, религией и магией как формами общественного сознания впервые описал Джеймс Джойс Фрэзер в своем фундаментальном труде «Золотая ветвь. Исследование магии и религии».
Он считал, что магия, религия и наука — это стадии развития человеческого сознания. Причем магическое сознание характеризует всегда ошибочное, а научное — правильное установление связи между предметами и явлениями. Причем Фрэзер считал, что так называемые магические обряды и ритуалы, которые содержат в себе реальные знания о природе, — это уже не магия, а наука.
Хрестоматийным примером работы магического сознания может служить описание известного французского социолога и психолога Люсьена Леви-Брюля: В Новой Гвинее «туземец, возвращаясь с охоты или рыбной ловли с пустыми руками, ломает себе голову над тем, каким способом обнаружить человека, околдовавшего его оружие или сети. Он поднимает глаза и видит как раз туземца из соседнего и дружественного селения, направляющегося к кому-нибудь с визитом. Туземец обязательно подумает, что этот человек и есть колдун, и при первом удобном случае он внезапно нападет на него и убьет»3.
Докапываться до психологических корней магического сознания продолжил Зигмунд Фрейд. В знаменитой работе «Тотем и табу» он поставил вопрос о причине кажущейся бессмысленности большинства магических ритуалов примитивных племен. И на примере подробного анализа множества из них показал, что в основе всех разновидностей магии скрывается единый принцип «всемогущества мыслей».
Название принципа, как пишет Фрейд, он позаимствовал у одного высоко интеллигентного больного, страдавшего навязчивыми представлениями. «Стоило ему подумать о ком-нибудь, как он уже встречал это лицо, как будто бы вызвал его заклинанием; стоило ему внезапно справиться о том, как поживает какой-нибудь знакомый… как ему приходилось услышать, что тот умер»4.
Общность сознания маленького ребенка и человека, творящего магию, состоит, по Фрейду, в том, что оба они верят: нечто в реальном мире должно произойти только потому, что они этого хотят. При этом магическое сознание довольствуется с легкостью представлением о предмете вместо самих предметов.
Более того, Фрейд очень убедительно доказывает, что появление магического сознания у взрослого — признак психического расстройства, а не просветления.
Идеи Фрейда получили развитие в работах многих психологов. В частности, психолог Жан Пиаже ввел понятие «познавательный эгоцентризм», исследуя мышление детей5.
Для «мага», как и для маленького ребенка, другие точки зрения не существуют. Так же как и границы между собственной психикой и психикой других людей. То, что не признавать границ между психиками ничуть не лучше, чем не замечать границ личности и жилища другого человека, магов не волнует, как и любая объективность. «Будь по-моему!» — девиз любой магии. Для магического сознания есть только одна реальность — субъективная, а объективную оно просто ставит «в игнор».
НЕ ФИГУРА НА РЫНКЕ ПСИХОМАГИЧЕСКИХ УСЛУГ
Область перехода от магии к регулярной психологии — парапсихология. В ней находят пристанище те энтузиасты, чей азарт и увлеченность исследованием феномена человека и/или желание помочь другим или себе, самоутвердиться в жизни сбивают фантастические коктейли из слов, понятий и практик всевозможных эзотерических традиций и обретают искомое социальное признание вне узких пределов регулярной и официальной психологической науки и вопреки ей.
Открываю наугад популярное информационное издание. Читаю объявления.
«Тренинг вербальной кармы». Идея потренировать карму — явный шаг вперед. Раньше ее только чистили.
«Управление энергией, выход на контакт с небесными владыками и ангелами». Это прямо как «ужин со звездой», круто.
«Активация для звездных душ и переход в пятое измерение». А четвертое почему перескакиваем?
«Медиум из Германии — посланник Крайона». Заграница нам всегда помогала.
Под занавес новость из астрологии «Коррекция времени рождения». Ой, мама, роди меня обратно!!!
И среди этого великолепия два неприметных объявления. «Психологический центр. Консультации. Тренинги». Удивляюсь, почему до сих пор кто-то еще ходит к обыкновенным психологам.
Ведь вот же ведут прием дипломированные «доктор психологии и магии, чародей» и «магистр магии и психологии».
В ОБЪЯТИЯХ НЕОБЪЯТНОГО
Одним из ключевых моментов в определении понятия «магия» у Даля фигурирует отсутствие признания магических практик и знаний официальной наукой.
Парадокс сегодняшней ситуации в том, что чихать она хотела на это признание.
Мировое сообщество во весь голос говорит о глобальном кризисе научного мировоззрения, признавая, что материализм как философское основание научного сознания практически себя исчерпал. А пока идет зарождение новой парадигмы, в магический водоворот ныряют один за другим все новые искатели счастья, славы, власти, денег, знаний и не знаю чего еще. Зачем? Ведь понятно сказал Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Так что кто как хочет, а я лично не стану переквалифицироваться в УниверМаги (тем более, дело к пенсии), останусь как есть — кандидатом обыкновенных психологических наук.
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
Случайно довелось услышать диалог в регистратуре одного медицинского центра:
— Можно записаться к психологу?
— К обыкновенному или к парапсихологу?
Обомлевшая клиентка (после паузы):
— А кто такой парапсихолог?
— Ну, он выходит на канал, считывает информацию, потом рассказывает то, что вам следует знать, работает с вашей кармой.
— Нет, мне к обыкновенному. У меня с мужем проблемы. Я уже была у психолога год назад, мне помогло.
— Парапсихолог еще лучше поможет. Но если проблема небольшая, то можно и к обыкновенному психологу пойти…
2 Энциклопедия Эзотеризма — http://slovari.yandex.ru
3 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Хрестоматия по общей психологии. — М.: 1981 — С. 137.
4 Зигмунд Фрейд. Тотем и Табу. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси.: 1991 — С. 278.
5 Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка». Хрестоматия по общей психологии. М.: 1981. — C. 189.