- Великобритания, США, 1985
- Режиссер: Сидни Поллак
- В главных ролях: Мэрил Стрип, Роберт Редфорд
Многие конфликты в семьях происходят из-за того, что мужчине не хватает ощущения свободы, а женщине – стабильности и надежности в отношениях. Этому извечному конфликту и посвящен фильм Сидни Поллака «Из Африки».
Героиня по имени Карен (Мэрил Стрип) занимается фермерством в Африке. Это очень женское дело – земное плодородное занятие, привязанное к конкретному месту, о котором надо заботиться.
А вот герой (Роберт Редфорд) – летчик Денис. У него есть необходимая каждому мужчине свобода, еще большая в небе, чем на земле… Они друг друга любят и хотят быть вместе, но Карен переживает каждый раз, когда Денис улетает.
Она не может ждать его со спокойным сердцем – оно разрывается от одиночества и покинутости. И это заставляет ее поставить любимому жесткое условие: она будет с ним только в том случае, если он откажется от полетов. Герой любит ее, поэтому соглашается. Решает отправиться в последний полет… и полет становится последним: самолет терпит крушение.
Это метафора: отказавшись от свободы, мужчина символически погибает как мужчина.
Роли мужчины и женщины
Женщина издревле – хозяйка дома, хранительница семейного очага. Мужчина возвращается домой, для него важно вернуться в свой дом к своей женщине. Женщина никогда не возвращается домой. Она символически носит свой дом с собой, женщина всегда дома.
Переезжая, она переносит с собой свое пространство. Это умение, которым обладают женщины, – создать особую атмосферу дома. Создать дом не как здание (это задача мужчины), а создать дом как семейный очаг, дом символический – родное, уютное, безопасное место.
Мужчина создает здание: говорят «каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, вырастить сына». Женщина наполняет дом содержанием.
Эволюционные задачи
Мужские и женские роли в семье и в обществе изначально отличались в соответствии с разностью биологических задач. Женщина в большей степени отвечает за ребенка, за его взращивание. Так предопределено природой: беременность, кормление…
У наших предков детеныши рождались беспомощными и долго нуждались в материнской опеке. Подвижность женщины была ограничена, будь то беременностью или заботой о малыше. При этом женщина (самка) постоянно находилась в ситуации беременности или вскармливания: при высокой смертности вид нуждался в постоянном пополнении.
Женщина все время оказывалась привязанной к определенному месту. Даже если племя кочевало, оно останавливалось на стоянки. Поэтому эволюционно закрепились механизмы, заставляющие женщину максимально эффективно заботиться о ребенке и о том пространстве, в котором он растет, – о доме. Ведь чаще выживали дети «хороших мам и хозяек» и в свою очередь давали потомство.
Дом, в который хочется возвращаться
А вот мужчине в древности выпала другая роль – защитника и добытчика. Он должен быть максимально свободен, для того чтобы эти функции выполнять, охватывать максимальное пространство в своих поисках, добывать как можно больше пищи – и как можно лучшую пищу. Так что потребность мужчины в свободе выше, чем у женщины.
Нельзя привязать мужчину к себе, ограничить его. Это символически его «кастрирует» (лишит мужественности, он перестанет ощущать себя мужчиной) или вовсе убьет, как в фильме «Из Африки». Что делать?
Вместо того чтобы ограничивать и привязывать к себе мужчину, женщина может выстроить отношения так, создать атмосферу в доме такую, чтобы мужчина раз за разом хотел туда возвращаться. Причем добровольно, а не в силу обязательств или безысходности. Для этого женщине нужна уверенность в себе, контакт со своей женственностью. Тогда она будет ждать мужчину спокойно и расслабленно, не переживая и не названивая на мобильный.
Свобода для подвигов
Несмотря на высокую потребность в свободе, мужчина также обладает и «инстинктом возвращения». Мужчине важно вернуться, вернуться в свой дом, к своей женщине и ребенку.
Его влечет не только сексуальный инстинкт, но и психологическая потребность в постоянном доме. Даже кочевые племена переносят свой дом с собой. Мужчине нужно постоянство и предсказуемость в пространстве дома. Это создает для него безопасность, в противовес опасному, изменчивому, непредсказуемому миру, с которым он (в отличие от женщины) постоянно имеет дело, отходя от дома далеко, изучая новые пространства. Это постоянство и предсказуемость дома и создает женщина.
Мужчине важно «отправляться на подвиги» в большой мир, и, если он откажется от свободы и «подвигов», он лишится самоуважения, да и женщине будет трудно уважать партнера, прячущегося от трудностей в маленьком замкнутом мирке семьи. Не нужно пытаться символически запереть его дома, не отпускать. Вместо этого можно сместить акцент: создать такое пространство дома, символическое пространство отношений, в которое мужчине после «подвигов» захочется возвращаться.
Выстраивая отношения в паре, важно всегда помнить, что, только уважая партнера, можно получить ответное уважение.
3 комментария
Боже какая чушь средневековая. Женщине свобода нужна точно так же. И возвращаться тоже нужно так, чтобы дома ждали с уютом и ужином. Только 99% женщин так не пробовали! Им этого никто не предлагал. А если бы попробовали, то уже вряд ли бы отказались от свободы и горячего ужина. Никакой особой роли связанной с биологическим полом у современного человека быть не может. И я бы никогда не пошла к психологу, который верит в обратное.
Вот по этому и кончились понятия семья))) теперь равенство полов, да? А как трудно так сразу я же женщина ))))) Все сказано верно и благодаря вам и всем этим фильмам И так далее семей очень мало ( истинных семей как раньше )
Истинных, т.е где женщина выполняет роль ТЕРПИЛЫ? а мужчина НИКОМУ и НИЧЕГО НЕ должен? требования равные и так невозможны: женщина может рожать и вскармливать(это истинно ТРУД и БОЛЬ), а мужчина что может такого, что женщине СЛАБО?? от армии отмазываются, БОЛИ не хочет, комфорта давай!, в поте лица никто по заповедям не работает, иждивенчество процветает, в чём ты мужик? в выпендрёже перед женщинами? а перед мужиками помалкиваем? слюнтяйство, трусость и безволие и это круто?