БИОГРАФИЯ
Родилась и училась (в том числе в балетной школе и музыкальном училище) в Одессе, где впервые снялась в кино в пятилетнем возрасте, а первую главную роль сыграла в десять лет в местном Театре оперетты.
1994 – окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. В. Иванова) и получила предложения о работе сразу от трех московских театров – Ленкома, Сатирикона и Театра им. Е. Вахтангова, из которых выбрала последний.
1996 – снялась в гонконгском фильме «Первый удар» с Джеки Чаном.
2004 – первая главная роль в спектакле «Мадемуазель Нитуш» .
2005–2006 – участие в сериале Татьяны Догилевой «Люба, дети и завод».
2006 – получила звание заслуженной артистки России.
2008–2013 – одна из главных ролей в популярном сериале «Папины дочки».
2008 – стала постоянной актрисой труппы «Большой разницы».
2010 – представила свою книгу «Советы дочкам» в «Московском доме книги».
2011 – озвучка главной героини американского мультфильма «Красная Шапка против зла» и запуск собственного комедийного шоу «Нонна, давай!».
2012 – первый сольный альбом.
2014 – назначение художественным руководителем Московского областного театра юного зрителя.
Играет в спектаклях Театра киноактера и театра «Квартет И».
Нонна, вас когда-нибудь интересовали знания из области психологии?
Никогда. У меня другой подход: я всегда полагаюсь на интуицию.
А она вас когда-нибудь обманывала?
Нет! Другой вопрос, что я не всегда к ней прислушиваюсь. Но каждый раз, не прислушавшись, с сожалением понимаю, что интуиция меня не обманывает.
Исповедь сильной женщины
То есть между разумом и сердцем вы выбираете…
Всегда только сердце.
А когда вы научились этому? Может быть, какой-то урок из детства?
В детстве у меня было очень много уроков… Не хочется рассказывать.
В психологии есть такое понятие – «родительский сценарий», «семейный сценарий». Как вам кажется, какие-то схемы жизни родителей вы повторили?
Мой отец покойный меня невероятно любил и говорил: «Ты моя дочь, ты моя жизнь». И эта его любовь меня поддерживала, обволакивала, для меня папа был все, я безумно его любила. Развод родителей стал для меня катастрофой. У моих мамы и папы вообще непростая судьба. И в первом браке я ее повторила. Но потом, когда поняла, что сделала ошибку, наступила на те же грабли, что и мама, я свою жизнь круто изменила.
Психологи считают, что переформатирование родительских сценариев происходит, когда человек свое подсознание выводит на уровень сознания, а вы сказали, что не любите разбираться в этих вопросах. Не кажется ли вам, что такое игнорирование подсознания все-таки позволяет ему вами руководить?
Вполне возможно. Я ведь никогда не была на приеме у психолога. Стараюсь сама справляться с трудностями. Жизнь сделала меня сильной женщиной.
Однако же люди не лечатся сами. Принято, например, ходить к зубному врачу.
Мне помогает духовной отец. Я хожу на исповедь, разговариваю с ним, и он направляет меня в нужное русло. Он мой психолог, видимо.
Роли в Театре им. Е. Вахтангова
«Али-Баба и сорок разбойников» – Шахрезада;
«Без вины виноватые» (Александр Островский) – Таиса Ивановна Щелавина;
«Дядюшкин сон» (Федор Достоевский) – Анна Николаевна Антипова;
«Жизнь есть сон» (Педро Кальдерон) – Росаура;
«Король-олень» (Карло Гоцци) – Смеральдина;
«Левша» (Николай Лесков) – блоха;
«Мадемуазель Нитуш» (Флоримон Эрве) – Дениза;
«Собор Парижской Богоматери» (мюзикл) – голос поющей Эсмеральды;
«Ночь игуаны» (Теннесси Уильямс) – Ханна;
«Отелло» (Уильям Шекспир) – Бьянка, любовница Кассио;
«Пиковая дама» (Александр Пушкин) – Лиза;
«Принцесса Турандот» (Карло Гоцци) – Зелима;
«Проделки Скапена» (Мольер) – Комедиантка.
Интересно прожить пропасть
Вы когда-нибудь боролись с собой?
Пожалуй, да.
На работе или в жизни?
Это была личная ситуация, когда борешься со своими чувствами.
А имеет ли смысл бороться с чувствами? Может быть, к ним лучше прислушиваться? Чувства – основа интуиции.
Наверное, бороться надо, когда чувство греховно.
Актеров вообще-то раньше не хоронили в пределах церковного кладбища…
Да, скоморохов не хоронили. Потому что считается, что это очень непросто, когда ты столько жизней в себе проживаешь.
Сейчас много обществ, в которых люди играют в ролевые игры. И психологи считают, что это в принципе человеку свойственно: проживать множество ролей.
Однако не все талантливы и способны играть на сцене.
Кроме того, не все роли одинаково полезны. Некоторые, наверное, деструктивны. У вас были такие роли?
Зачем же на такие соглашаться? Я очень люблю свои роли. А больше всего, пожалуй, люблю роль, которую было сложнее всего прожить, потому что в ней заключен колоссальный диапазон, целая пропасть. Совсем недавно был сериал на канале «Россия» «Непридуманная жизнь». Моя героиня проходит на экране путь в 30 лет – от кинозвезды до умирающей алкоголички. Прожить такую судьбу было психологически самым интересным в этой работе.
Художественные фильмы
1992 – «Риск без контракта» – Лена;
1995 – «Московские каникулы» – лаборантка, влюбленная в Гришу;
2002 – «Тайная сила» – Настя;
2006 – «Азирис Нуна» – мама;
2006 – «Утесов. Песня длиною в жизнь» – Антонина Ревельс;
2006 – «День денег» – жена Парфена;
2007 – «Клуб 69» – Анжела, жена Босса;
2007 – «День выборов» – Нонна;
2008 – «Тушите свет» – Снегурочка;
2008 – «День радио» – Нонна;
2010 – «Ирония любви» – психоаналитик;
2010 – «Как казаки…» – Екатерина II;
2010 – «О чем говорят мужчины» – воображаемая жена Ростислава;
2011 – «All inclusive, или Все включено» – жена олигарха;
2012 – «Служу Советскому Союзу!» – Тая Мещерская;
2012 – «Тот еще Карлосон» – Елена Александровна;
2012 – «Zолушка» – Агния Бардо;
2012 – «Мужчина с гарантией» – Ирина.
Тонкий путь
Что вам помогло преодолеть свои детские переживания? И помогает ли современным детям работа в театре решать их проблемы? Происходит ли арт-терапия?
Вы очень точное слово нашли – арт-терапия. В детстве меня от проблем спасало именно то, что я с десяти лет была на профессиональной сцене. Это было абсолютное счастье, я жила театром. Но у нынешних детей, которые играют у меня в театре, я не вижу таких проблем. Мне кажется, у них все хорошо.
То есть, по-вашему, нынешним детям легче, чем 20–30 лет назад?
Нет, конечно, сложнее! В моем детстве, в Одессе, меня в пять лет отпускали гулять одну во двор и никто не боялся, что придет маньяк и меня уведет. А сейчас даже в страшном сне невозможно представить, что мы пятилетнего ребенка отпустим одного во двор. Времена меняются. И проблемы наших детей тоже.
А ваши собственные дети унаследовали тягу к лицедейству?
Дочка увлекается косплеем. Она талантлива в том, в чем я абсолютно бездарна: совершенно потрясающе рисует и учится в университете на отделении графики и иллюстрации. Мы решили отдать ребенка туда, где у него лучше получается. Сейчас у меня в Театре юного зрителя появился спектакль для подростков – как раз на эту тему. Мы поставили пьесу Елены Исаевой «Про мою маму и про меня». Она о том, как важно ребенку определиться, куда пойти, чем заниматься в жизни, и как важно родителям ему в этом помочь. Там дочка спрашивает: «Мам, а где лучше пробовать себя, как ты думаешь?» Мама отвечает: «Там, где тонко». – «То есть?» – «Там, где тебе легче все дается». Родители должны дать шанс ребенку попробовать себя в том направлении и в этом, отследить, где лучше получается, и развивать это направление. Мы тоже дочку отдали сначала в музыкальную школу, на танцы. И видим, что у нее даже близко нет тех талантов, которые у меня были в ее возрасте. А потом смотрим: она рисует! Конечно, мы отвели ее в художественную школу. Надо уметь вовремя распознать талант и работать в этом направлении. Если у ребенка не получается кататься на коньках, зачем же его терроризировать?
То есть все, что делается через боль и преодоление, неправильно? Иногда же, говорят, нужно себя заставить. Не хочется, а надо.
Надо – это когда ребенка отдали на скрипку и у ребенка получается, но ребенок немножко ленится. Вот тогда нужно сказать: «Нет, ты позанимаешься еще часок, не пойдешь играть в футбол». Тогда из ребенка выйдет толк. Но только при условии, что у ребенка есть талант к скрипке.
Телесериалы
1997 – «Графиня де Монсоро» – Гертруда;
2004 – «Ландыш серебристый 2» – Нонна;
2004 – «Холостяки» – жена Олега;
2004 – «Моя прекрасная няня» – Нина, сестра Вики;
2004 – «Надежда уходит последней» – Татьяна, подруга Надежды;
2005–2006 – «Люба, дети и завод» – Анастасия Пряхина, подруга Любы;
2006–2008 – «Кто в доме хозяин?» –Щурочка, соседская домработница;
2006 – «Кодекс чести 3» – Ксения Томилина;
2008 – «Фотограф» – Алена;
2009–2013 – «Папины дочки» – Людмила Сергеевна Васнецова, мать девочек;
2012 – «Личная жизнь следователя Савельева» – Тамара Николаевна;
2015 – «Непридуманная жизнь» – Волгина.
Дон Кихот против гаджетов
А вы получаете удовольствие от простых вещей: от шопинга, от путешествий?
Мне кажется, любой человек получает удовольствие от того, что он может поехать туда, куда он хочет. Я лично – колоссальное. Путешествия – это мое хобби.
А какое ваше любимое место для путешествий? Вы любите Прагу?
Очень. Мы с мужем поженились в Праге. Но больше всего я люблю Италию. Готова ездить туда бесконечно. Не зря же говорят, что шестьдесят процентов всемирного культурного наследия сосредоточено на этом сапожке.
Мы живем в обществе потребления. Вам не кажется, что изменилось отношение современных детей к театру, к искусству? Что они стали его потреблять как попкорн, как мультики бесконечные в компьютере?
Это болезнь нашего времени, страшная болезнь – гаджетомания. Я, как Дон Кихот, сражаюсь с ветряными мельницами, и лишь иногда у меня получается их побороть. Мне принципиально важно делать такие спектакли, чтобы у ребенка в театре даже мысли не появилось уткнуться в гаджет. Мне важно держать внимание ребенка, и, когда я вижу, что это получается, это самая главная победа. Потому что театр – это живое, это здесь и сейчас, ребенок вместе с тобой чему-то учится. А если не учится, то хотя бы о чем-то задумывается. Ведь каждый спектакль призывает мозг работать. А тупое сидение в гаджетах – катастрофа. Я говорю про младших детей, которые даже в школу ходят с телефоном и играют в тупые игры вместо того, чтобы побегать на перемене.
У меня сейчас та же самая проблема с гаджетами. Средней дочери девять лет, и мы ей даем карманные деньги. А если она слишком долго сидит в компьютере, сумму урезаем. Такой бихевиористский метод. А вы какие-то используете методы воспитания, кроме жесткого запрета гаджетов?
Я категорически против физического воздействия. Меня мама била в детстве и это держит очень сильно, не отпускает. Поэтому я считаю, что любому ребенку можно объяснить на словах, почему чего-то не надо делать.
Главное – чтобы терпения хватило. У меня, слава богу, хватает. Да, к тому же, если слишком сильно их ограничивать, дети не будут самостоятельными, не будут брать ответственность на себя…
«Все хорошо в меру», – сказал Монтень.
Вопрос в том, как определить эту меру?
Не знаю, я только чувствую. Интуиция.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Двойственное послание
В жизни этой сильной женщины был заложен очень неоднозначный родительский сценарий. Жесткая мать и любящий, все принимающий отец, который, впрочем, дает дочери весьма двойственное послание: «Ты моя дочь, ты моя жизнь». Вроде бы поддержка и одобрение. Но невольно возникает чувство, что отец сделал девочку своей любимой женщиной, что, возможно, и спровоцировало столь агрессивную, ревностную реакцию матери.
Здоровое послание должно было иметь форму «Ты моя дочь, я люблю тебя, но рядом со мной твоя мама, моя любимая женщина». Но это, увы, довольно типичная ситуация для нашего общества, где отцы часто не могут дать адекватного признания дочерям и исходят из «сексуального переноса».
Создается впечатление, что Нонна живет «от противного»: полностью перечеркнув «материнский сценарий». Но является ли это ее личным выбором? Или просто базируется на сепарационной тревоге, так свойственной подростковому периоду? Неудивительно, кстати, что именно в этом непростом возрасте героиня начинает театральную карьеру, которую воспринимает как арт-терапию.
психолог, гештальт терапевт