На протяжении всей человеческой истории одна из почетных женских «обязанностей» – служить музой для своего мужчины. Напомним, что музы – это богини из древнегреческой мифологии, которые отвечали за вдохновение в художественном или научном творчестве. Наглядно картинку можно представить так: сидит какой-нибудь поэт, мучается, пытаясь сочинить очередную поэму. Но в один прекрасный момент его посещает муза, которая придает творческому процессу эмоциональный импульс, после чего с легкостью сочиняются гениальные стихи. Действительно ли нужна муза для творчества?
В кино
В 1999 году в США вышел забавный фильм с названием «Муза», который рассказывает о нелегкой судьбе голливудского сценариста. Сценарист переживает творческий и жизненный кризис, несмотря на то, что у него жена-красавица, уютный дом и приличный счет в банке. Выйти из кризиса семья ему никак не помогает, и тут на помощь приходит «профессиональная муза» (роль которой блестяще исполняет Шэрон Стоун). Весь фильм состоит из комических эпизодов, в которых сценарист вынужден выполнять странные капризы «музы», из-за чего он постоянно попадает в неловкие ситуации. Разумеется, «профессиональная муза» работает за деньги и изрядно опустошает карманы сценариста. Тем не менее, все заканчивается хорошо – кризис преодолен; главный герой продает свой новый сценарий крупной киностудии.
В реальности
К сожалению, в реальной жизни не все так забавно и оптимистично, как в кино. Взять, к примеру, судьбу Татьяны Лаппа – первой жены писателя Михаила Булгакова. В начале 1920-х Булгаков был сельским доктором, страдающим от наркотической зависимости. Какие-то фельетоны для газет он тогда писал, но литературным творчеством заниматься всерьез не планировал. Только благодаря Татьяне ему удалось избавиться от наркотиков (она разбавляла морфин водой, постепенно снижая дозу). Кроме того, она фактически стала редактором его первого крупного романа «Белая гвардия». Благодаря ей писатель Булгаков обрел уверенность в своих творческих силах. Но после того, как к новоиспеченному автору пришла популярность, «муза» стала не нужна и писатель развелся с ней.
В отношениях типа «мужчина-гений и женщина-муза» подобный сценарий является типичным. Мужчина-творец в постоянном поиске вдохновения гонится за новыми «музами». А предыдущая муза остается у разбитого корыта: «Я ему всю себя отдала, а что взамен получила?!».
Больше всего это напоминает эмоциональный вампиризм, когда любящая женщина используется в качестве донора.
Забота, внимание и поддержка с ее стороны создает питательную среду для самореализации мужчины. Он получает свое вдохновение благодаря самопожертвованию близкой женщины. А когда ее эмоциональный ресурс исчерпан – то есть она полностью эмоционально выгорела и больше не способна вдохновлять – можно выбросить ее за ненадобностью и найти себе новую «эмоциональную батарейку».
По отношению к женщине такие отношения можно назвать манипулятивными и эксплуататорскими. Но можно ли обойтись без «музы»? Можно ли найти свое собственное вдохновение, не перекладывая ответственность за него на другого человека? Да, такое возможно!
Вдохновение – это всего лишь состояние, которым можно управлять и у которого может быть множество источников, а не только помощь «музы».
Нужна ли муза для творчества? Что может ее заменить?
1. Забота о здоровье и хорошая спортивная форма. Бодрое тело – необходимая энергетическая база для творчества. Чем больше в нашей жизни посильной физической активности, тем легче возникает состояние вдохновения.
2. Новые впечатления, знания, информация. В принципе подойдут любые яркие впечатления, но лучше, если они будут иметь отношение к тому роду творчества, которым вы занимаетесь. Все, что вызывает ваш интерес и восхищение, будет подпитывать вдохновение.
3. Общение с Мастерами. В вашем творчестве наверняка есть люди, которые достигли гораздо больших результатов, чем вы. Чем ближе к Мастерам вы будете и чем больше будете с ними общаться, тем сильнее будут заряжены ваши «эмоциональные батарейки».
4. Изучение новых навыков. Любому творчеству нужны инструменты для самовыражения. Именно освоение или изобретение какого-либо нового инструмента/навыка может произвести настоящий взрыв вдохновения.
5. Сложная творческая задача. У каждого творца есть достигнутый уровень мастерства и есть масштабные цели, которые он мечтает достичь. Подобные цели/задачи воспринимаются как вызов самому себе, но именно в процессе преодоление этого вызова и возвращается вдохновение.
6. Регулярная рутинная работа. Парадокс в том, что если ждать, когда придет (или кто-то нам его создаст) особое состояние вдохновения, то можно и вовсе не дождаться. Надо просто делать свое дело через «не хочу» и «не могу». И тогда количество обязательно перейдет в качество. Рутинная работа подготовит почву для творческих озарений.
И последнее. Понятно, что жизненные истории мужчин-творцов, которые сохранили благополучные отношения со своими женами, не так интересны и увлекательны, как драматические жизнеописания пожертвовавших собой «муз». Но это вовсе не значит, что благополучные и равные в плане эмоциональной поддержки и взаимного вдохновения отношения невозможны!
Сегодня эта культурная мифологема «мужчина-гений и женщина-муза» выглядит вредным анахронизмом, муза для творчества – условие необязательное. Любой эмоционально и личностно зрелый мужчина, будь он хоть трижды гений-творец, вряд ли будет эмоционально эксплуатировать любимую женщину. Тем более, что есть много других способов получить вдохновение.