Свобода выбора
Немецкие исследователи под руководством Андреа Кисела показали, что даже если человек считает, что осуществляет свободный выбор, то на самом деле им могут руководить неведомые ему силы. В их эксперименте испытуемым предлагалось по своему собственному усмотрению нажимать либо на клавишу «6», либо на клавишу «4» в тот момент, когда на экране появлялась цифра 0. Хитрость процедуры заключалась в том, что перед предъявлением цифры 0 на экране на очень короткое, незаметное для участников, время появлялась либо цифра 4, либо цифра 6. Оказалось, что в большинстве случаев, если человеку предварительно предъявлялась цифра 4, то он нажимал клавишу «4», а если цифра 6 — то клавишу «6». Более того, когда после показа цифр 4 и 6 человек осуществлял противоположный выбор, время, за которое он это делал, существенно возрастало. Это говорит о том, что поддаться подсознательному воздействию просто, а вот для противостояния ему требуются усилия.
Повлиять на умы
Зависит ли подверженность манипуляциям от интеллекта человека, решили выяснить психолог, заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества Дмитрий Ушаков и психолог Мария Бугаева. Добровольцам предлагалось рассматривать картины из истории развития нейрохирургии и рассуждать о прогрессе медицины. На картинах были изображены варварские средневековые процедуры лечения и современные операции. Далее людей просили указать вероятность летального исхода в XXI веке от болезней, смертность от которых существенно снизилась с развитием здравоохранения (грипп, гепатит и т. д.). Примененная процедура влияния должна была действовать непосредственно на эти оценки. Также оценивалась средняя продолжительность жизни в XXI веке и указывался размер страховки, которую разумно заплатить для компенсации затрат при тяжелом заболевании. Эти показатели являлись «удаленными» следствиями развития медицины, которые могла как затронуть, так и не затронуть процедура влияния.
Интеллект участников измерялся с помощью специальных тестов. Результаты показали, что более умные оказались менее подвержены непосредственному влиянию воздействия. По сравнению с контрольной группой, влияние на которую не оказывалось, их оценки вероятности смерти от болезней никак не изменились. У менее умных испытуемых, напротив, оценки вероятности смерти от болезней существенно снизились. Вместе с тем более умные испытуемые дали более высокие оценки продолжительности жизни, а также считали разумным заплатить бoльшую сумму за медицинскую страховку. Результаты говорят о том, что менее умные люди легче поддаются влиянию, а более умные люди, распознавая прямое внушение, оказывают ему сопротивление. В то же время на более умных людей легче оказать влияние, действуя «обходным путем».
Авторитетное лицо
Могут ли люди мгновенно оценивать, насколько склонен доминировать в общении другой человек, глядя на выражение его лица? В работе группы ученых из Израиля и Канады во главе с Шломо Харели приняли участие 120 человек в возрасте около 27 лет. В исследовании использовались фотографии актеров, которые изображали разные эмоции — радость, печаль, страх и гнев, а также нейтральное состояние. Участников просили рассмотреть эти изображения и оценить, в какой степени человек на фотографии является самоуверенным и способным оказывать влияние на других. Результаты показали, что люди, демонстрирующие эмоции гнева и радости, воспринимались как более влиятельные по сравнению с теми, чьи лица показывали страх и печаль. Удивительно, что у мужчин также сигналом их высокой социальной влиятельности служит выражение лица «без эмоций». Так, участники оценили доминантность мужчин с нейтральным выражением лица так же высоко, как и выраженность этой черты у их радостных и гневных «коллег». У женщин же отсутствие эмоций на лице не имеет такого эффекта, как у мужчин. Авторы отмечают, что признаки доминантности, которые люди воспринимают по лицу (такие как квадратная челюсть и рельефные брови), в целом более типичны для мужчин, чем для женщин.
Быль и небыль
Психологам широко известен феномен ложных воспоминаний. Суть его в том, что, припоминая то или иное событие, человек без тени сомнения в истинности описывает такие детали, которые на самом деле не имели места. Психологи Университета Декарта изучали, можно ли повлиять на количество ложных воспоминаний человека с помощью внушения. Участникам показывали на экране монитора один за другим списки из 15 слов. Сразу проверяли, насколько хорошо человек запомнил слова из списка. После того как из первой группы были названы все слова, которые отложились в памяти, экспериментатор внушал ложную информацию: «Не было ли в списке слова «лестница»?» Во второй группе внушение имело вид уже не вопроса, а утверждения: «В списке также было слово «дерево». Третья группа просто воспроизводила слова после показа каждого списка. Как показали результаты, неверная информация, предъявляемая в виде утверждения, привела к запоминанию большего количества ложных слов. Наоборот, внушение в виде вопроса, также как и его отсутствие, не оказало на это никакого влияния.