«Реквием по мечте»
(США, 2000; режиссер Даррен Аронофски)
Когда роман Хьюберта Селби был экранизирован, то на режиссера Аронофски обрушился шквал критики, его обвиняли в том, что ему необходимо лечиться, а не пытаться анализировать свое воспаленное воображение. Сегодня «Реквием по мечте» — культовый фильм и это не очередное кино о наркоманах. Это — поэма о Мечте. А вернее, об ее отсутствии.
Трехчастная структура фильма — «Лето», «Осень», «Зима» — с убедительной безнадежностью подчеркивает, что «Весна» для героев вряд ли наступит. Она для них в прошлом.
Итак, жили-были в городе Нью-Йорке мать, «подсевшая на телевизор», ее сын, его подруга и друг, в свою очередь «подсевшие» на героин. Они милые, незлые, любящие друга люди. Но все зависимости имеют коварную тенденцию к росту.
Мать поглощена навязчивой идеей попасть на любимое телевизионное шоу, для чего она решает похудеть, чтобы выглядеть более привлекательной. А у молодых наркоманов одна и вечная проблема: «Нам нужны бабки!» Естественно, для покупки «порошка» и последующего «кайфа». Их мечта — «достать фунт белого», а что дальше — это уже неважно.
Молодые люди решают проблему типичным и ожидаемым способом: парни становятся «дистрибьюторами ходового товара». Вскоре у героя от многочисленных инъекций развивается гангрена руки, которую ему ампутируют, превращая в инвалида, а его друг попадает в тюрьму.
Случай с ампутацией не выглядит фантастическим. У меня наблюдается молодая женщина, у которой нет левой руки (то есть кололась правой — в левую). Сейчас она продолжает употреблять героин, который ей «заботливо» вводит бойфренд в сосуды подмышки пока еще здоровой правой руки. Больше пригодных для инъекций вен на теле у нее нет.
Героиня фильма тоже идет проторенным что в Америке, что в России путем. Она сначала спит (с согласия любимого) с другим, у которого можно попросить «взаймы».
Потеря сексуального влечения рано или поздно наступает у каждого наркомана. Влечение к любимой обязательно заменится другой, более сильной —жаждой наркотического опьянения. Если говорить о мужчине, то героин поначалу усиливает у него сексуальную выносливость, и он попросту очень долго не может «кончить». Когда употребление наркотика становится систематическим, то он уже не может начать. А позже — и не пытается: героин вытесняет все потребности, кроме одной — достать дозу.
Грустной иронией смотрится на этом фоне тот факт, что за добровольной медицинской помощью обращается лишь мать, которая поначалу не воспринимается зрителем как наркоманка. Чтобы влезть в любимое платье для выхода в телевизионном шоу, она проходит курс похудения. Доктор назначает ей специальные лекарства: «синенькие — днем, зелененькие — вечером». Навестивший ее сын, будучи опытным наркоманом, быстро понимает, что за таблетки принимает мать: днем — стимуляторы (амфетамин), отбивающие аппетит, а вечером — снотворные.
Скоро наступает логичный финал такой «терапии»: страхи, усиливающиеся зрительные галлюцинации, неадекватное поведение и принудительная госпитализация в психиатрическую больницу. Затем, как это нередко бывает при наркомании, малоэффективное лечение и переход к столь любимому американцами методу электросудорожной терапии. Исход — апатия и слабоумие. Процесс саморазрушения человеческой личности передан актрисой Элен Берстин с пугающей точностью.
Все герои приходят к четырем разным, но вполне закономерным финалам: психиатрическая больница, инвалидность, проституция и тюрьма.
Художественный фильм — не учебное пособие, но можно заметить, что, если автор подразумевал, что молодые люди сидят именно на героине, то повторяющийся кадр расширяющего зрачка не соответствует действительности: при героиновой интоксикации зрачок суживается до малюсенькой точки. Более того: после введения этого наркотика герои вообще не должны говорить, они «вырубаются» (хочется спать, и человеку наплевать на все и на всех), а в фильме — непрестанно болтают. Возможно, речь идет о кокаине? Но это уже детали для врачебной дискуссии, которые не меняют сути происходящего.
Итак, у молодых людей взаимная любовь постепенно вытесняется непреодолимой тягой к наркотику, и они теряют друг друга, а у матери одна зависимость закономерно сменяется другой. Фильм заканчивается отнюдь не хеппи-эндом, что свидетельствует о его реалистичности.
Амфетамин был синтезирован в 1887 году в качестве средства, который подавляет аппетит, быстро стал очередной «волшебной пилюлей», пока не был объявлен в 60-х годах наркотиком. действуя как психостимулятор и одновременно повышая физическую активность, амфетамин способствует увеличению энергозатрат, следовательно, человек быстро худеет и притупляет чувство голода. Передозировка наркотика неминуемо приводит к шизофреноподобным психическим нарушениям.