Ни в коем случае ни слова против курения. Об этом сказано более чем достаточно и совершенно не продуктивно. Приходится признать, что человечество делится на две неравные части: курящих и некурящих. Про то, что одна капля никотина убивает лошадь, а две, возможно, больше, слышали все, кроме лошадей. Оные относятся к принципиальным вегетарианцам, бегают рысью и галопом, не употребляют алкоголя, ведут исключительно здоровый образ жизни и, конечно же, не курят.
К ИСТОРИИ
Чем же обусловлено влечение к курению вопреки всем предупреждениям Минздрава? Ответ неоднозначный и коренится, скорее всего, в особенностях человеческой психики, которая формируется не только на основе генотипа, но и под влиянием окружающей среды и культурно-исторической памяти.
Мы все, конечно, помним то «недавнее время», когда человек не «звучал гордо» — «разумный» (Homo sapiens), а назывался скромно — «прямоходящий» (Homo erectus). Именно тогда, благодаря преодолению всепоглощающего ужаса перед огнем и овладению им, свершилось относительное отделение человечества от мира животных (не обольщайтесь, полного отделения не произошло). Люди огнем защитили себя от холода, хищников и впервые закурили. Ибо что есть курение, если не процесс вдыхания дыма, образующегося при сжигании разного рода субстанций органического происхождения. Дымок обжаренной на костре дичи, запеченных плодов и клубней, кипящей смолы на горящих ветвях, вдыхание этой благодати и есть самый примитивный способ неосознанного курения.
По прошествии некоторого времени у людей по мере возникновения культов разных сверхъестественных личностей: духов предков, божеств леса, неба, воды и так далее — возникла необходимость поддержания дипломатических отношений со всеми представителями ирреального мира. Так как многие из них, будучи весьма своенравными, могли творить добро и зло по своей прихоти, их следовало уважать, любить и всячески ублажать, удовлетворяя их потребности. Именно поэтому в традициях разных этносов появились огненные ритуалы. На жертвенниках возжигались охотничьи трофеи, продукция животноводства и растениеводства и т. д. Считалось, что дым от пламени, поднимаясь вверх, восходит к богам, и вместе с этим дымом к ним возносится жертва. Дым доставался богам, а большая часть жертвоприношений — жрецам. По мнению Плутарха, древних радовало не изобилие вина и жаркого, но радостные надежда и вера в присутствие благосклонного бога. В связи с этим огонь приобрел свое социальное значение, являясь материальным воплощением мистических представлений человека о своей связи с богами.
ПОЛУЧИТЬ НЕОБХОДИМОЕ
Повелевать огнем — удел богов и людей. Но люди властвуют над огнем лишь отчасти, быстро превращаясь из его хозяев в жертв. Именно поэтому власть над огнем для людей сопряжена с вмешательством и содействием богов. Ритуалы и символы, связанные с огнем, становятся способом погружения в особое состояние духа, инструментом индивидуальной и социальной мобилизации. Становится понятным несколько отстраненный взгляд курильщика, находящегося в процессе, — он не просто дымы испускает, он общается с богами (богом).
Последствия такого общения многочисленны и разнообразны. Так в процессе курения осуществляется гармонизация внутреннего мира, нарушаемая внешними неблагоприятными изменениями: ушла жена (муж), сын двоечник, начальник требует присутствия на работе и прочая, прочая, прочая. Воскурил самокрутку, папиросу, сигарету, сигару, трубку, кальян — и мир вокруг прекрасен и удивителен, жизнь приобретает содержание и смысл, а сложности рассасываются сами собой. Конечно, это только ощущения, но они помогают более спокойно и рационально преодолевать житейские проблемы.
Не секрет, что курение является весьма распространенным фактором социализации. Процесс активизируется у подростков, когда они начинают созидать «Я-концепцию». Затягиваясь табачным дымом, подросток полагает себя причастным к взрослому миру, освобождаясь от детских ограничений, приобретает независимость от авторитетов и чувство собственного достоинства. Замечено, что значимым стимулом к началу курения для мальчиков и девочек является включение их в новые коллективы. В большинстве случаев курят небольшими группами, при этом удовлетворяется врожденная потребность принадлежать «стае» — в ней чувствуешь себя более уверенным, сильным и защищенным от разного рода проблем. На самом деле совместное курение имитирует процессы межличностного взаимодействия и общения, являясь, по сути, ритуалом, своеобразной «эрзац-коммуникацией» (1). Есть, конечно, множество других способов социализации, но курение наиболее доступно.
Поводами для курения также будут снижение нервного напряжения, возможность более легкого установления контактов, одобрение сверстников, имитация творческого процесса, потребность во вкусовых ощущениях при курении, необходимость расслабления, потребность в концентрации внимания, уменьшение состояния тревоги или тоски.
Причины, побуждающие людей курить, объединяются одним словом — приспособление к тем проблемам, с которыми сталкивается каждый из нас на своем кудрявом жизненном пути. Необходимость в адаптации многократно доказана всем ходом эволюции, не приспособившиеся превратились в объекты для палеонтологических исследований.
Хочу обрадовать, курение далеко не единственный способ вписываться в общество, их множество, но они менее доступны, требуют напряжения воли и сил, времени и даже немалых денег. Так что, как это ни прискорбно для Минздрава, значительная часть человечества еще долго будет предаваться пагубному пристрастию, полагая, что никотин вреден только лошадям.