«Неадекватные люди»,
режиссер Роман Каримов, 2010
Поскольку проблема «неадекватности», то есть несоответствия определенной норме, заявлена в самом названии фильма, для начала рассмотрим профессиональным взглядом главных персонажей картины.
Виталик (Илья Любимов) – тридцатилетний успешный переводчик, тяжело переживающий смерть своей возлюбленной: как-никак, именно он заснул за рулем попавшего в аварию автомобиля. В результате у молодого человека наблюдаются все признаки психологической травмы: резкие перепады настроения, обрывочные вспышки воспоминаний, неконтролируемая агрессия, склонность заливать эти состояния алкоголем и как результат – стремление убежать от всего этого кошмара, именуемое, с легкой руки друга-психолога, попыткой «начать жизнь с чистого листа». Чем Виталик, собственно говоря, и занимается с первых кадров фильма, кардинально меняя место жительства и работу.
Кристина (Ингрид Олеринская) – семнадцатилетняя школьница «на излете» подросткового негативизма, отягченного ироничным складом ума. Все это по классическим причинам: неполная семья, смена школы, проблемы адаптации и прочее, прочее, прочее, как по тексту учебника «О психологических проблемах подростков».
С этими двумя персонажами случается обычная, в общем-то, история про то, как школьница влюбляется в симпатичного соседа по лестничной площадке, который прилично ее старше.
Было бы все это банально и не интересно, если бы не замечательный психологический «бэкграунд», составляющий львиную долю очарования фильма.
Дело в том, что перед нами – история об «обратной стороне» психологических проблем главных персонажей в антураже реалий мегаполиса.
Итак, начнем с «бонусов», которые приносят нашим героям кризисные состояния.
Как вы думаете, почему на Виталия «ведутся» практически все его знакомые дамы, начиная от Кристининой мамы (Марина Зайцева) и заканчивая регулярно атакующей его начальницей Мариной Васильевной (Юлия Такшина)? Только ли из-за его внешней привлекательности? Да ничего подобного! Просто отчаянная попытка убежать от себя странным образом превращает Виталика в идеального мужчину – ровный, спокойный, не пьет, не курит – чистый «задрот» по определению Кристины и предмет женских волнений – для ее мамы. Мало того, он еще и ведет себя, как настоящий, никого не боящийся мужик, – рубит правду-матку прямо в глаза своей зарвавшейся начальнице!
А все почему? Откуда такие способности? Да просто Виталику, по большому счету, наплевать не только на себя, но и на карьеру, что в условиях жесткой московской конкуренции выглядит совершеннейшим уже геройством! Так что Марина Васильевна садомазохистским нутром неспроста почуяла в нем родственную душу, вот только, в отличие от нее, Виталик не любит боль, он, так скажем, временно умер, и потому ее не чувствует.
Справедливости ради стоит сказать и о честных попытках Виталика следовать наставлениям психолога, которые также отчасти работают на его «позитивный» имидж – игра с самим собой «в психологию» действительно заставляет его вести себя более адекватно.
Кристина, вообще, – «дефектный» продукт поколения тех, для кого просто поговорить сложнее, чем, пардон, просто «потрахаться». Недаром она мучается вопросом: «Почему нельзя просто общаться?» Кстати, получает на него замечательный ответ: «Просто общение не интересно!» Вот вам и весь Антуан де Сент-Экзюпери с его «радостью человеческого общения»!
Между тем, наделенная недюжинными интеллектуальными способностями, Кристина удачно перерабатывает подростковый «негативизм» в точные ироничные высказывания, что делает ее невыносимым собеседником для любого взрослого. К тому же она с легкостью усваивает психологические приемы и замечательным образом применяет их как во взаимоотношениях с мамой, так и для «терапии» Виталия. Так что с таким уровнем запросов ей действительно трудно найти себе парня из среды одногодков – не с нахрапистым же ловеласом Артуром (Артем Душкин), предлагающим через десять минут знакомства поехать к нему «на хату», ей начинать «строить отношения»?
Виталий, к примеру, работает в окружении красивых женщин, вот только все они – жизнью «меченые». У каждой из них, помимо общего, усвоенного из учебников о корпоративной культуре, хамского отношения к коллегам мужского пола (именуемого в других реалиях «гендерным равенством»), по шкафам рассовано множество психологических «скелетов», начиная с экзотических сексуальных предпочтений и склонности к алкоголизму у Марины Васильевны и заканчивая тихой ненавистью к своей не самой удачной семье у красавицы Светы (Анастасия Федоркова).
Со стороны Кристины ситуацию уравновешивают закадычная подружка, которая предлагает себя Виталию при первом же удобном случае, и дегенеративного склада балбес на крутой тачке, любящий курнуть «травки».
Так что невольно возникает вопрос: «А чему соответствовать-то?»
Отдельно стоит упомянуть и о комичной, на первый взгляд, фигуре психолога (Евгений Цыганов), который мало того что непонятно за что деньги получает, так еще в конце фильма и мазохистом оказался!
Правда, если присмотреться повнимательнее, психолог-то как раз свою работу неплохо выполнил: всем худо-бедно помог, и даже себе малость. Дело в том, что психолог для стороннего наблюдателя всегда выступает в роли «гуру жизненных банальностей»: что бы он ни сказал, все будет выглядеть прописной истиной, потому что любая правильная, разумная и общеполезная мысль в приложении к конкретной жизненной ситуации не может не быть общим местом. Тем не менее, эти простенькие советы в итоге помогают! Вспомним хотя бы восстановленную у Кристины способность общаться с матерью, пускай временное, но улучшение душевного состояния Виталика или пресловутое «умение расслабляться». Все эти приемы и уловки создают у клиентов, как минимум, необходимый внутренний антураж для изменения, а заодно – и повод для самооправдания: «Раз я хожу к психологу и слушаюсь его советов, то я стараюсь себе помочь!» Что тоже помогает им «держаться на плаву».
У Кристины и Виталия одинаковое жизненное задание – найти себя. Причем оба они точно знают, какими быть не хотят, но понятия не имеют, в каком направлении двигаться дальше. Эта «пустота» и создает особую чуткость друг к другу и, в конечном итоге, – почву для проявления настоящих чувств. Они смотрятся друг в друга, как в зеркало, и обнаруживают в отражении подлинных себя.
– Ты же внутри не такой. Ты – хороший, просто забываешь об этом, – напоминает Виталику Кристина в то самое мгновение, когда он в очередной раз отчаивается, убеждаясь в бесполезности своих попыток забыть прошлое. Мало того, она еще и успешную «терапию» проводит, выводя Виталия из очередного «ступора». И это при том, что Кристина ничего еще в жизни не видела – недаром она по-детски пытается «сбалансировать» рассказ Виталия про гибель подруги собственным признанием в том, что когда-то кинула в прохожего кирпичом. Но в данной ситуации эта разница оказывается абсолютно несущественной. Важно то, что на момент их встречи в психологическом отношении она старше. Такое бывает: Кристину взрослит недетская любовь, Виталия омолаживает травма. У нее есть силы любить, терпеть и заботиться, а это как раз то, чего ему сейчас не хватает. Кстати, очень похоже, что Кристинина способность предпринимать взрослые шаги все еще держится, по большому счету, на детской вере в чудо. А вот взрослые, как Виталик, уже не верят в его возможность, и потому не пытаются что-то менять.
Собственно говоря, эта «неадекватность» и позволяет им переступить через пропасть возраста и увидеть друг в друге именно того человека, который способен ответить на основной мучающий обоих вопрос: «Кто меня полюбит таким, какой я есть?» Так что не важно, какой между вами возрастной промежуток, – важна душевная способность любить.