Кажется, совсем недавно, пару десятков лет назад, мы только научились посылать друг другу эсемески, перестали спорить по поводу компьютерного новояза, как уже стали блогерами и продвинутыми пользователями, выкладывая в социальной сети целые сериалы из личной жизни.
Теперь мы также легко заказываем на Uber такси и даже не интересуемся, каким образом в течение считаных минут машина появляется у подъезда. Привычно читая по утрам новостные ленты, не задумываемся о том, что они составлены индивидуально для нас ботами, довольно успешно заменившими в Сети часть новостных репортеров.
В офисе разворачиваются свои детективные цифровые истории. Среди бела дня служащие узнают, что дамоклов меч сокращения из-за каких-то роботов нависает над их любимой профессией. Сократили же два года назад в Сбербанке большинство юристов и заменили их роботами, которые теперь исправно и без ошибок пишут исковые заявления.
Самые уважаемые эксперты говорят о том, что в течение 10–20 лет из-за автоматизации и цифровых сервисов исчезнут самые массовые профессии, а другие изменятся до неузнаваемости. Даже если успокоить себя тем, что в России сейчас самые массовые профессии продавец, охранник и водитель, то тревога все равно остается.
А беспилотные автомобили, а робот Федор, который работает не только на Земле, но и в космосе? По данным исследования, проведенного Международной консалтинговой компанией BCG, третья часть населения России видит большие риски из-за внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и боится лишиться работы.
Эти прогрессивные, на первый взгляд, трансформации требуют психологической перестройки личности. Столкновение с неизведанным никогда не проходит бесследно и вызывает страхи как за собственное будущее, так и за будущее детей.
Проведенные в контексте развитых стран исследования показывают что общество разделилось на тех, кто полон оптимизма и готов к встрече с роботами или сам погружен в эту работу, и тех, кто скептически относится к автоматизации или в крайнем случае является прагматиком, считая, что к наступающей цифровой революции мы должны серьезно подготовиться и в первую очередь – интеллектуально измениться сами.
Как роботы и искусственный интеллект изменят будущее
Теперь самое время обратиться к мнению признанных экспертов в области взаимодействия человека с искусственным разумом. Руководители «Центра осмысления будущего работы» Малкольм Фрэнк, Пол Рериг, Бен Принг считают своим долгом «досконально разобраться в том, как работа будет осуществляться в будущем, понять, как новые технологии будут формировать наши возможности, с какими угрозами придется столкнуться и как будут взаимодействовать человек и машина». К этому надо добавить ответ на волнующий всех вопрос – как роботы и искусственный интеллект изменят нашу жизнь и работу?
В своей новой книге «Что делать, когда машины начнут делать все» авторы Малкольм Фрэнк, Пол Рериг и Бен Принг с первых страниц поддерживают оптимистический настрой среди читателей, заявляя, что все будет хорошо.
Искусственный интеллект – своего рода предвестник новой индустриальной революции, которая для тех, кто ею правильно распорядится, сумеет создать значительный экономический рост.
А роботизированная автоматизация процессов заберет лишь те участки работы, которые человек считает трудными и монотонными.
Задайте себе простой вопрос: разве наши компьютеры здесь и сейчас уже не сделали нас более продуктивными? Безусловно, да, поэтому не надо бояться действительности, надо делать все, чтобы стать успешными цифровыми личностями. Эксперты в свою очередь подсказывают не только как распорядиться собственным будущим в эпоху искусственного разума, но и как добиться всеобщего процветания в мире, где все будут делать машины.
Сегодня происходит то, что на Мировом экономическом форуме (2016 года) назвали Четвертой индустриальной революцией, которая совершается на базе машин, называемых «интеллектуальными системами». Эти новые машины всегда включены, всегда обучаются, всегда думают, без всякого сомнения они скоро станут прямым вызовом и противопоставлением знаниям и опыту даже самых продвинутых профессионалов в своей области.
Призывая быстрее перестроиться, исследователь Карла Свишер недавно сказала на одном научном форуме следующее: «В Кремниевой долине полно больших умов, преследующих маленькие идеи». Остается принять это заявление как должное и сосредоточиться на больших идеях, направляя новые цифровые технологии на развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, управления, страхования, туризма. В конечном счете – на управление деньгами. Вдохновляющий пример Джона Стейна, директора и основателя компании Betterment, где роботы-консультанты управляют сегодня более чем 50 миллиардами долларов и целят на 20 триллионов долларов по всему миру, говорит о том, что уровней использования ИИ неизмеримо много. Самое важное – будут созданы более высокие стандарты качества жизни на базе доступных товаров и услуг.
Не оттеснят ли вас машины?
Говорить о глобальном, конечно, можно бесконечно, но каждый человек вправе задать вопрос, не оттеснят ли машины лично его. И будет прав. Авторы книги, не отрицая, что многие виды занятости будут «автоматизированы напрочь», заверяют при этом, что «подавляющее большинство профессий новые машины лишь дополнят и защитят деятельность. Навряд ли по вине искусственного интеллекта потеряет свою работу хоть один учитель или медсестра. Напротив, эти профессии станут более продуктивными, эффективными и более приятными, без рутины. Люди придут к тому, чтобы видеть в ИИ надежного коллегу».
Призывая нас к командной работе с интеллектуальными системами, профессионалы под руководством Фрэнсиса Малкольма предлагают 5 технологий, эффективных в будущем:
- Автоматизация, обработка информации с помощью ИИ.
- Оснащение измерителями продукции и действий людей.
- Взгляд на робота как на коллегу.
- Открытие совершенно новых рынков с помощью машин.
- Применение ИИ для изобретения новых продуктов, услуг и отраслей.
Компании, владеющие большими данными, смогут на базе этой модели (эффективность плюс изобретения) добиться успеха во многих областях. Совершат прорыв те компании, которые станут лучшими в процессе превращения больших данных в практическую ценность.
Разработчики уверены, что на этой основе «банковское обслуживание станет более эффективным и персонализированным, здравоохранение станет более прозрачным и эффективным, дающим гораздо лучшие результаты. Промышленные товары будут более интерактивными, интуитивно понятными и надежными. Пищевая отрасль станет менее отходной и качественной. Образование будет более глубоким, с индивидуальным подходом, а управленческие услуги обновятся и станут требовать меньше затрат».
На территории цифровой экономики побеждать будут не те, кто создает новые машины, а те, кто сообразит, что с ними делать.
На этом позитивном фоне продвижения вперед в союзе с ИИ необходимо сказать о том, что рабочие места, связанные с интеллектуальным трудом, будут не только освобождаться, но и заменяться новыми миллионами рабочих мест. Кстати, даже их приблизительные названия вам ничего не скажут сегодня.
Использование новых инструментов для расширения, углубления своей работы поможет достичь следующего уровня результативности. Станьте умнее, станьте партнерами с новыми интеллектуальными системами.
Малкольм Фрэнк вместе с соавторами представили модель – как победить бота, став «лучшим человеком». Чтобы не проиграть в будущем на профессиональном ринге, надо улучшать следующие навыки: аналитическое мышление, социальные навыки, производственные навыки. Обратить внимание на обучение, инклюзивность, письменные коммуникации, навыки межличностного общения, языковые навыки, способность работы по всему миру. Сейчас стало очевидно, что без специальной и глубокой подготовки люди не смогут соревноваться с автоматизированными интеллектуальными системами.
Старший управляющий по счастью и другие профессии будущего
Авторы книги «Что делать? Когда машины начнут делать все» пишут: «В союзе с ИИ мы скоро получим новую волну изобилия в таких областях, как финансовые услуги, страхование, здравоохранение, развлечения и образование. Но для этого надо изрядно подготовиться, на основе ИИ предстоит строить новые индустрии и создавать новые рабочие места.
Сегодня новая экономика предлагает массу специальностей, которые раньше было трудно даже представить, в этом списке консультант по соцсетям, оптимизатор поисковых движков, инженер интегрированных сетей, цифровой “пророк”-консультант, приглашенный хакер, куратор контента, старший управляющий по счастью».
Всем знакомы поразительные примеры, когда роботы заменяют хирургов во время высокотехнологичных операций или школьники самостоятельно создают уникальные продукты на 3D-принтерах. В последние годы автоматизация буквально покорила Сбербанк, который всегда ассоциировался с очередями граждан, совершающих рутинные операции по вкладам.
Теперь SBER (именно так меняется логотип) – современная компания, где есть собственная лаборатория искусственного интеллекта Sberbank AL, где внедряется модель по распознаванию лиц клиентов, анонсирована умная колонка с голосовым помощником Варварой.
Пожалуй, здесь можно поставить точку и начать усиленно готовиться к инновациям на своем рабочем месте. Один из ведущих практиков ИИ Хаммонд считает его широкое распространение в рабочей среде неизбежностью: «Я не верю, что работе с ИИ может что-то воспрепятствовать. Все вычислительные ресурсы уже там».
Подробнее об этом: Фрэнк М., Рериг П., Принг Б. Что делать, когда машины начнут делать все. М. : Бомбора, 2019.