Ученые провели серию экспериментов, в которых приняли участие 73 малыша в возрасте от 12 до 24 месяцев. Каждое задание было составлено с целью проверить, каким образом у малюток работает «моральный компас». Сначала детям показали короткие мультфильмы, в которых герои вели себя просоциально (то есть делились с другими или помогали им) или антисоциально (ударяли или толкали других персонажей). Пока малыши смотрели мультики, электроэнцефалограмма показывала, как мозг каждого из них реагирует на «хороших» и «плохих» героев, а мониторы, отслеживающие движение глаз, демонстрировали, куда было направлено внимание большинства маленьких зрителей. После мультсеанса детям выдали игрушки, изображавшие «плохих» и хороших» персонажей из только что увиденных историй. В этот раз исследователи обращали внимание на то, к какому из них потянется тот или иной малыш. И в заключение в игре, где нужно было делиться друг с другом, проверили расположенность юных участников к альтруизму. Затем родителей попросили заполнить опросники, в которых оценивалась склонность к эмпатии и чувству справедливости у самих взрослых и у их детей.
Результаты исследования показали, что поведение малышей в тестах не было случайным. А это дает основание полагать, что в них уже заложено базовое понимание морали. Например, по показаниям энцефалограммы большинство детей проявили большую заинтересованность к просоциальным сюжетам в мультфильмах и большинство же чаще смотрели на положительных персонажей. Кроме того, у тех малышей, которые в первую очередь потянулись за «хорошими» куклами, во время мультиков различие в мозговой активности при взгляде на добрых и злых героев было намного заметнее. Еще интереснее тот факт, что на поведение детей очень повлияли представления их родителей о справедливости и честности.
Похоже, что различать «белое» и «черное» мы начинаем гораздо раньше, чем считалось до сих пор. Но главное – когда в следующий раз ваш несмышленыш проявит характер, не забудьте, с кого он берет пример.
Источник: medicaldaily.com