На протяжении жизни человеку приходится выступать во множестве разных социальных ролей. Роли эти устоявшиеся, поэтому неудивительно, что социализация личности зачастую происходит по неким определенным правилам и приводит к предсказуемому результату. Один из таких главных «наборов правил» – социализация по гендерному признаку.
Смелые мальчики, добрые девочки
Установлено, что уже с первых дней жизни ребенка члены семьи (особенно, конечно, родители) воспринимают его по-разному. Мальчики кажутся родителям более требовательными и активными, девочки – более нежными и капризными, поэтому родители позволяют младенцам мужского пола больше физической активности, а девочек сильнее опекают.
Девочкам и мальчикам покупают разные игрушки (зачастую невзирая на собственные предпочтения детей), предъявляют им разные требования (опять же – девочек чаще ограничивают в физической активности, приучают терпеть некоторые неудобства и отказы, мальчиков ограничивают в выражении чувств, особенно «негативных»: обиды и горя). В результате всего этого мы уже к двум – трем годам детей можем наблюдать, что девочки и мальчики действительно отличаются, теперь уже не только по первичным половым признакам.
Традиционно разницу в мужском и женском поведении объясняют биологическими отличиями.
Дескать, сама природа создала нас разными, поэтому мы и ведем себя по-разному, по-разному воспринимаем одни и те же события, по-разному на них реагируем.
Такая точка зрения, несомненно, имеет право на жизнь (конечно, на поведение человека «химия тела» влияет значительно), однако зачастую мы должны говорить именно о социализации по гендерному признаку, о формировании личности не через биологическое, а через социальное.
К чему приводит ограничение девочек в физической активности, научение девочки терпеть, сдерживать некоторые проявления (бурной радости, гнева, агрессии), излишняя опека?
Девочка вырастает с ощущением себя как более слабой, но более выносливой и сдержанной.
Девочка:
- менее агрессивна и настойчива;
- по крайней мере, менее склонна проявлять явную, активную агрессию;
- имеет меньше амбиций;
- не любит рисковать;
- не знает пределов своих сил и умений;
- чувствительна;
- проявляет эмоции без особого стыда (кроме некоторых «запрещенных»);
- добра и жалостлива.
Это так называемая ЖГС (женская гендерная социализация) – набор одобряемых женских качеств.
Мальчик в среднем активней, агрессивней, уверенней в себе, склонен рисковать ради успеха.
Мальчик:
- всегда пробует себя на прочность, раздвигая пределы своих возможностей и умений;
- активно защищает свои границы;
- без страха и без стыда атакует чужие;
- более раздражителен;
- нетерпелив;
- но старается сдерживать свои эмоции, чтобы не показать свою слабость.
Это МГС – мужская гендерная социализация.
В будущем на эти изначальные установки упадет еще один пласт: от девочек начнут ожидать скромности, аккуратности, умения «быть выше этого» (не реагировать агрессивно и явно на обиды и «подначки»), умения понимать и предсказывать поведение окружающих. И дома, и в школе от девочки будут требовать помогать близким (помните эту своеобразную школьную практику двоечника подсаживать к отличнице?), отказаться от своих интересов в пользу общего блага.
Мальчикам будут прощать отсутствие скромности («это же мальчишка – ну, конечно, он дерется/дергает девчонок за косички/не делает домашнее задание»), зато не будут прощать слабость, неуверенность в себе и чувствительность.
Помимо нейтральных установок, дети будут получать вредные и токсичные. От мальчиков будут ожидать умения «постоять за себя» (по факту – принятие принципа «кто сильнее – тот и прав») и «добиваться правоты по-мужски». От девочек будут требовать, чтобы они «не провоцировали окружающих» и терпели неуклюжие мальчишеские «ухаживания» (которые зачастую являются насилием). Про стереотип «мальчикам лучше даются технические науки, а девочкам – гуманитарные», я даже не буду рассказывать, это общеизвестные заблуждения.
В результате кровные брат и сестра, воспитанные в одной семье, вырастают в «женщину с Венеры, мужчину с Марса», простите мне упоминание этого весьма спорного психологического труда.
Мне могут возразить, что социализация мальчиков и девочек по мужскому и женскому типу, в общем-то, вполне оправданна. Женщина – это будущая мать и «хранительница очага», а мужчина – это будущий отец и добытчик, у них разные социальные роли, для которых нужны разные навыки.
И даже если мы откинем сейчас биологический аргумент, то так или иначе все получается логично и правильно – мы учим детей тому, что им пригодится в жизни. Мы готовим их к реальным условиям. И это все хорошо, но только до тех пор, пока социализация не вступает в явное противоречие с особенностями личности, с изменившимися условиями жизни человека, с новыми общественными реалиями.
Социализация против натуры
- Все мы встречали таких людей. Это «женщины с мужским умом и мужским характером», «мужики в юбках». Это тихие, мягкие мужчины, «подкаблучники» и «рохли». И те и другие могут быть прекрасными людьми, отличными профессионалами, надежными друзьями, но они всегда будут получать неодобрение от общества за то, что не соответствуют образам настоящей женщины и настоящего мужчины. Они могли быть счастливы и добиться успеха во всех сферах жизни, если бы не этот постоянный прессинг, постоянный стресс от неодобрения, неприятия, несоответствия.
- Мягкие, скромные, уступчивые женщины очень часто оказываются в ситуации домашнего насилия. Мужчины, долго давившие в себе эмоции, доводят себя до нервного срыва или сердечного приступа. Женщины, не умеющие настоять на своем, не могут добиться реализации своих идей, проявить себя. Мужчины, более всего в жизни боящиеся проиграть и оказаться презираемым неудачником, в результате не умеют отступить вовремя и теряют все.
- Мы живем на сломе эпох, старый традиционный мир отживает свое. Видоизменяются все отношения между людьми – семейные, брачные, деловые, дружеские. От женщин требуется больше активных действий, от мужчин – быть гибче, сдержанней, терпеливей. Выходцам из семей с традиционным воспитанием становится все тяжелее и тяжелее. Все чаще можно столкнуться с растерянностью таких людей: «Вроде воспитывали правильно, родители так всю жизнь прожили, а я? А мне как? А почему у меня не выходит? Почему я неуспешен?»
Приведет ли отказ от навязывания традиционных женских и мужских качеств к улучшению существования всего общества, или, напротив, без четкого разделения наступит хаос? Будущее покажет.
Но мне по душе современный подход к воспитанию – развивать ребенка, исходя из его сильных и слабых сторон, его талантов и желаний, а не половой принадлежности. Лишь так можно вырастить свободного и счастливого человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, не стереотипных, а живых.
Из книги Энтони Гидденса «Социология»
Два младенца лежат в палате роддома. Один, мальчик, закутан в голубое одеяло, другая, девочка, в розовом одеяле. Каждому ребенку лишь несколько часов от роду, и на них впервые смотрят их бабушки и дедушки.
Бабушка А: Это он – наш первый внук, и мальчик!
Дедушка А: Правда, он здоровый маленький парень? Посмотри на его кулачок. Этот парень станет настоящим маленьким драчуном.
Бабушка А: Мне кажется, он похож на тебя. Ой, смотри – он собирается заплакать.
Дедушка А: Да – только послушай, какие легкие. Он станет отличным парнем.
Бабушка А: Бедняжка, он все еще плачет.
Дедушка А: Ничего. Ему это полезно. Он упражняется, и это развивает его легкие.
Бабушка А: Пойдем поздравим родителей. Они хотели первого мальчика.
Дедушка А: И они были уверены, что будет мальчик, он толкался и пинался еще до рождения.
Когда они уходят поздравлять родителей, появляются бабушка и дедушка второго ребенка.
Бабушка Б: Разве она не прелестна?
Дедушка Б: Да – и такая маленькая. Посмотри, какие у нее маленькие пальчики. Ой, смотри – она пытается сжать кулачок.
Бабушка Б: Какая милая… Ты знаешь, мне кажется, что она немного похожа на меня.
Дедушка Б: Да, вроде бы сходство есть. У нее твой подбородок.
Бабушка Б: Смотри, она собирается заплакать.
Дедушка Б: Может, нам лучше позвать медсестру присмотреть за ней, или сменить белье, или еще что-нибудь?
Бабушка Б: Да, давай. Бедная маленькая девочка. Сейчас, сейчас мы поможем тебе. Хм, я удивлюсь, если они захотят еще одного. Я знаю, лучше, если бы был сын, Фред, но маленькая Фредерика хорошенькая и здоровая. В общем, это единственное, что имеет значение. Я не думаю, что они были удивлены, когда родилась девочка… она вела себя так тихо.
Контраст между двумя диалогами выглядит так преувеличенно, что можно подумать, будто они выдуманы. На самом деле это воспроизведение реальных разговоров, записанных в роддоме.