- Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми
- Ванесса ван Эдвардс
- Манн, Иванов и Фербер. Москва, 2018
Публикуем главы из книги
Подобное притягивает подобное
«Рыбак рыбака видит издалека» — гораздо более точное клише, чем «противоположности притягиваются». Этот эффект называется «подобное притягивает подобное». Он означает, что людям больше нравятся те, кто похож на них, чем те, кто от них отличается.
Читайте также: Наука общения. Часть 1 и Часть 2
Доктора Элен Бершид и Элейн Уолстер находят этому феномену целый ряд причин.
- Проще найти общий язык с тем, кому нравятся те же занятия, темы для бесед, что и вам. У супругов и друзей, скорее всего, характеры более схожи, чем у случайно подобранных пар.
- Когда кто-то с нами соглашается, мы чувствуем себя не такими одинокими и еще больше убеждаемся в собственной правоте.
- Если установить крепкую связь с другим человеком, можно более точно предугадывать его поведение и будущие решения, потому что ситуация под контролем.
- Мы надеемся, что, если кто-то так похож на нас, то есть большая вероятность, что мы понравимся этому человеку: подобное притягивает подобное.
«Лайк» в Facebook, «сердечко» в Instagram или ретвит в Twitter — цифровые проявления эффекта «подобное притягивает подобное». Когда вы ставите кому-то «лайк», вы как будто говорите: «Мне тоже это нравится!» Вот почему мы подсели на соцсети и проверяем их так часто: нам приятно осознавать, что наши друзья и подписчики любят нас и похожи на нас.
Даже не осознавая этого, мы постоянно ищем причину, чтобы подумать, почувствовать или сказать: «Я тоже!». На встрече, проходящей в приятной атмосфере, или на свидании в кафе можно услышать что-нибудь такое.
- Ух ты, тебе нравится сериал «Оранжевый — хит сезона»? Я так на него подсел!
- О, ты тоже не переносишь глютен? Добро пожаловать в клуб!
- Я просто обожаю Таиланд! А что если мы были там в одно и то же время?
- Ты смеешься? Я большой фанат «Сан-Франциско Форти Найнерс».
- Увлекаешься скалолазанием? Я тоже!
Но окружающие часто невольно акцентируют внимание на своих различиях, даже когда пытаются найти что-то общее, и это, по моим наблюдениям, одна из самых больших ошибок. Всякий раз, произнося что-то вроде «Это не про меня!», вы сами создаете себе трудности, причем на начальном этапе отношений. Фраза «Это не про меня!» может иметь и такой вид.
- Знаете, а у меня как-то не пошел «Оранжевый — хит сезона». Как по мне, он скучный.
- Так вы из тех, кто не переносит глютен? А вам не кажется, что это просто дань моде?
- Я не большой любитель путешествий.
- Спорт? Нет уж, спасибо! Я бы уж лучше почитал книгу или посмотрел новости.
- Вы увлекаетесь скалолазанием? Нет, это не для меня! Я боюсь высоты.
Такие фразы, как правило, отпугивают людей и убивают любую беседу. Значит ли это, что надо слепо соглашаться со всеми словами собеседника? Нет, конечно! Но вам придется прилагать усилия, чтобы найти то, что вас объединяет.
Когда кто-то постит в соцсетях то, что не имеет никакого отношения к вам, вы прокручиваете эти сообщения. Вы же не кидаетесь писать раздраженный комментарий: «Мне до этого нет никакого дела!» Но часто мы именно так и ведем себя в живой беседе. Поэтому, если кто-то скажет, что ходил в частную школу, не нужно говорить: «Фу! Я терпеть не мог всю эту напыщенную золотую молодежь. Лично я посещал старую добрую государственную школу». Лучше молча выслушайте, а потом постарайтесь найти то, что вас объединяет (можно сказать: «Как интересно! А спортом вы там занимались?» или просто: «Ух ты, расскажите поподробнее!»).
Не попадайтесь в ловушку под названием «Это не про меня!»; лучше найдите способ сказать: «Я тоже!».
Если вы хотите освоить тактику «подобное притягивает подобное», то вот вам хитрый прием.
Теория связующих ниточек
В ходе любого общения нужно находить точки соприкосновения. Каждая такая ниточка, которая связывает вас с собеседником, делает вас ближе. Чем больше таких ниточек, тем более социально привлекательным вы становитесь. Вот как вы можете использовать эту теорию, чтобы устанавливать контакт с новыми людьми.
Представьте себе, что у каждого человека в руках большой клубок ниток. Это его мысли, идеи и мнения. Нам часто хочется, чтобы то, что происходит в нашей голове, имело более
структурированный вид. Но, как правило, наши мысли путаются — особенно если нас пригласили на мероприятие, и мы только-только вошли в зал. Мы можем в этот момент думать о неотложных делах, квитанции за оплату стоянки, о том, что бы нам хотелось на ужин, о симпатичном парне, который стоит в дальнем углу зала, о боли в шее, о том, куда повесить пальто, — думаю, вы понимаете, о чем я. У всех нас есть такой клубок мыслей.
Теория связующих ниточек — невероятно простой способ начать беседу, а кроме того, у вас всегда будет несколько мыслей для продолжения разговора. Я хочу, чтобы в первые минуты общения вы поняли, что вас роднит с собеседником. Чем больше общих тем, то есть ниточек, вы найдете, тем дольше будет длиться ваше общение — и тем больше симпатии вы вызовете.
Есть три основные категории общих тем для беседы, которые могут сослужить вам хорошую службу в любой ситуации.
- Люди: общие знакомые — лучший способ нащупать схожие интересы. Вы можете оживить беседу, попытавшись поискать общих друзей.
- Контекст: думаете, у вас нет ничего общего? Вспомните, что привело вас на эту встречу. Может, вы оба зарегистрированы в LinkedIn или оба участвуете в конференции. Чтобы начать беседу, достаточно всего лишь узнать о мотивах.
- Интересы: общие интересы — лучшие связующие нити: вы сможете выйти на тему, в которой оба разбираетесь, она вызовет в памяти много потрясающих историй и станет залогом отличного настроения.
Не забывайте и о предметах. Например, если вы заметили у кого-то брелок футбольной команды, вы можете произнести ее девиз. А если кто-то водит машину, которая вам нравится, вы можете прокомментировать: «Я подумывал купить такую. Вы ею довольны?» Ваша ремарка может быть очень простой и даже касаться того, что человек пьет: «А красное неплохое, да?»
Еще никогда вести беседу не было так просто.