Артист
Режиссер Мишель Хазанавичус, 2011
Текст: Ольга Маховская
«Артист» – настоящая бомба проката, с разрастающейся зоной поражения, точнее сказать – самонаводящаяся торпеда. Премьера фильма в России опоздала почти на год и приурочена ко Дню святого Валентина. Имя главного героя, звезды немого кино конца 20-х Джорджа Валентайна созвучно имени святого и предвещает вечную, но своенравную любовь. С мая прошлого года все, кто причастен к созданию фильма, взяли все мыслимые и немыслимые награды – включая Угги, любимого пса главного героя. Тома Лангманн стал лучшим продюсером года, но уверяет, что главная заслуга принадлежит режиссеру Мишелю Хазанавичусу, у которого советские корни (!).
Несмотря на богемное название, «Артист» – это все-таки история о том, что добро, которое мы дарим другим, обязательно воздастся. Поклонница Джорджа Валентайна, тоже с говорящим именем Пеппи Миллер (первая ассоциация с Пеппи Длинный Чулок), обладает веселым и заводным характером. Она случайно попадает с ним под объективы папарацци, и, будучи смекалистой и талантливой, она скоро становится и сама звездой, восходя без помощи Маэстро. Время идет, наступает время звукового кино – Его слава меркнет, а Она становится знаменитостью. Пеппи в конце концов спасает и его жизнь, и талант, и свою давнюю любовь-благодарность. Мужская мечта о женщине-спасительнице и покровительнице – вот что, с точки зрения психолога, определяет успех этого фильма. Мужчины устали отбивать чечетку под чужую мелодию, доказывать свои таланты в условиях жесткой конкуренции, они нуждаются в поддержке. Фантазия возвращает им любящую бабушку или мать в облике незнакомки, которая, если говорить языком русских народных сказок, превращается из Царевны-лягушки в Василису Премудрую.
Публика соскучилась по сюжетам с однозначным ответом на опрос «Есть ли настоящая любовь, или все-таки корысть, как ржавчина, разъела наши души?» Романтические истории возвращают человека к его идеальному «я».
Как оказалось, рецепты немого кино не потеряны и могут применяться с некоторой модернизацией: среднее между комиксом, клипом и документальным сюжетом «из жизни богатых и знаменитых». Не случайно режиссер – из Франции, родины кинематографа и законодательницы, основательницы кулинарной, интеллектуальной и эстетической моды и стиля.
«Артист» обязательно возьмет «Оскара». Пока мы болели за отечественную «Цитадель» Никиты Михалкова, французы сделали нас изящно и весело. Вселенская русская тоска и бессмертная душа пугает зрителей, которые все больше напоминают шаловливых детей, а не озабоченных духовными поисками взрослых.
Моя маленькая принцесса
Режиссер Ева Йонеско, 2011
Текст: Мария Громкая
Фильм с Изабель Юппер в роли беспутной и экзальтированной матери – это автобиографическая история о детстве режиссера фильма Евы Йонеско.
Ее мать делала эротические фотографии дочери: Йонеско была самой молодой моделью журнала «Плейбой», она снялась обнаженной, когда ей было всего 11 лет. Эти фотографии и сейчас можно найти в сети.
Но девочка выросла и сняла фильм о том, что чувствовала тогда сама. Искусство – красивое слово с множеством смыслов. Но где оно заканчивается и начинается человеческое безумие? Создание шедевров требует все шире раздвигать ноги в чулках, фотографии девочки выходят в журналах, ее обсуждают одноклассники, а мать думает только о деньгах.
Если бы не реальность событий, это можно было бы рассматривать как простой набор киноштампов «о растлении» ребенка. Возможно, конфликт матери и дочери – это чистый Зигмунд Фрейд. Мать была изнасилована отцом, и с этим она живет всю жизнь. Снимая собственную дочь в стиле ню, мать вымещает свою ненависть к мужчинам или банально пытается заработать деньги? Кроме того, это история о ребенке, который вынужден играть во взрослые игры.
Будем надеяться, что режиссеру стало легче, когда она свои проблемы выплеснула на зрителей, использовав их для своей кинопсихотерапии, и тем самым решила свои финансовые трудности.
Бедная богатая девочка
Режиссер Джейсон Райтман, 2011
Текст: Елена Бугай
Главной героине фильма Мэвис тридцать, она живет в большом городе и пишет книги про подростковую любовь. У нее за плечами неудачный брак, благополучно завершившийся разводом, а в квартире бардак и шпиц, которого она «заботливо» кормит собачьими консервами прямо из банок, уже порядком захламившими ее балкон. Издательство сообщает, что завершает серию книг и ждет от нее последнюю рукопись, а на почте обнаруживается email от школьной любви – Бадди стал отцом. Недолго думая, героиня отправляется в родное «болото» спасать бывшего из лап семейной жизни.
Переполненная жалостью к себе и завистью к чужому счастью, которого ей так несправедливо не досталось, она всячески цепляется за те счастливые годы, когда она была первой красавицей школы. А пока она мечется, скандалит и рыдает в поисках то ли любви, то ли себя, бедный шпиц сидит в гостиничном номере в гордом собачьем одиночестве. Под занавес Мэвис наконец решает, что пора меняться и взрослеть.
И хотя Мэвис, кажется, распрощалась со школьным прошлым, все же слабо верится, что она сама действительно изменится… Чтобы быть взрослым, недостаточно только окончить школу – нужно еще хотя бы перестать жалеть себя и начать нести ответственность за свои поступки. И за того несчастного шпица, которого когда-то приручила.
7 дней и ночей с Мэрилин
Режиссер Саймон Кертис, 2011
Текст: Сергей Степанов
Блистательная Мэрилин Монро осталась в истории как секс-символ и культурная икона ХХ века. В истории психологии – как яркий клинический случай тяжелого психоза, не поддавшийся психоанализу и завершившийся трагично. В новом кинофильме «случай Мэрилин М.» (о котором психологами уже написана не одна книга) представлен глазами юноши, который волею судьбы оказался мальчиком на побегушках при звезде, ненадолго прибывшей на съемки в Англию. Мэрилин предстает не идолом, а живым человеком с обостренной чувствительностью, неутоленными амбициями и глубокими внутренними конфликтами. Сквозь маску беззаботности проступает смущение в присутствии признанных звезд – Лоуренса Оливье и Вивьен Ли. Но главный герой – это, пожалуй, даже не кинозвезды, а второй помощник режиссера Колин Кларк, разрывающийся между нежностью к реальной земной подруге и обожанием недоступной кинодивы. Стремительно взлетев с подножья киноолимпа к его вершине, Колин с изумлением осознает, какими терзаниями полна жизнь его обитателей. Хороший урок всем мечтающим пройтись по красной ковровой дорожке, а то и оказаться в постели со знаменитостью. Рассказ человека, которому повезло там оказаться, позволяет понять, что везение это очень сомнительное. А главное – что реальная жизнь намного колоритнее и драматичнее, чем экранная картинка.