ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ
Режиссер Андреа Арнольд, 2011
В дни, когда мир глянца лезет буквально отовсюду, с его поверхностно-деловыми отношениями и имитацией чувств, этот фильм воспринимается особенно остро и свежо. Его натуральность бьет наотмашь и просто не может оставить никого равнодушным. Не случайно лента отмечена призами на многих международных фестивалях. Фильм снят по одноименной знаменитой книге, написанной Эмили Бронте.
История проста: на дворе XIX век, Англия. Землевладелец с холмов Йоркшира во время поездки в Ливерпуль встречает на улице бездомного мальчика Хитклифа и принимает решение приютить его в своем доме, на ферме, среди глухих торфяных болот, где нет ни канализации, ни электричества. Именно там приемный ребенок встречает дочь хозяина – Кэти, и постепенно между подростками зарождается то пылкое чувство, которое, не найдя должного выхода и спустя годы, приводит к трагедии.
Рука об руку с любовью в картине присутствует и ее антипод – жестокость, агрессия и физическое насилие. Речь идет о другом столетии, а наглядно прочитывается боль современная – изоляция и одержимость любовью, соединение с которой невозможно. Кэти не смеет соединить свою судьбу с откровенным изгоем, доверяющим лишь своим инстинктам, и вроде как даже названым братом. Сердцем понимая, что совершает ошибку, она все же дает свое согласие на брак с влюбленным в нее состоятельным соседом. Что называется, классика жанра, встречающаяся сплошь и рядом. Хитклиф ошеломлен, обижен, он нуждается в Кэти, но, превозмогая себя, уезжает, добивается благосостояния. Возвратившись, он рвется к единственной, но она ждет ребенка от мужа и, несмотря на собственные неутихающие чувства, не соглашается что-либо менять. Вечная проблема несвоевременности. Отчаяние, злость охватывают обоих, и стихия окружающей природы лишь поддерживает эти чувства. Садомазохистские мотивы органично вписаны в канву повествования, и о безысходном финале догадываешься словно бы интуитивно. В лихорадке, в бреду Кэти умирает, не дожив даже до своего девятнадцатилетия. И совершенно ясно, что и Хитклиф уже не найдет покоя, даже снискав уважение и купив ферму, на которой раньше его гоняли.
Фильм оставляет ошеломляющее послевкусие своей честностью, интимностью проявлений и бескомпромиссностью. Это завораживающее действие смотришь от начала до конца на одном дыхании, забыв про все законы ролевых игр и видя перед собой лишь неприукрашенный, открытый путь жизни.
ОТКРОВЕНИЯ
Режиссер Малгожата Шумовска, 2011
Так и хочется назвать этот фильм: «Искушения». Потому что он является откровением об искушениях, которым мы подвластны, и о наших выборах…
Сюжет таков: журналистка Анна пишет статью о парижской проституции. Героинями ее материала становятся две девушки – бедные студентки, каждая из них решает поправить свою материальное положение именно таким способом. А потом уже трудно остановиться. Как говорит одна из них, Лола: «Это как курение – раз начав, трудно бросить». Кто они – жертвы обстоятельств? Или, в какую бы ситуацию мы ни попали, у нас все равно остается выбор, как себя повести? Гуманистический психолог Виктор Франкл в автобиографической книге «Скажи жизни “Да!”», описывающей опыт прохождения концлагерей, утверждает: в любых обстоятельствах у нас остается выбор, каким жизненным ценностям следовать. Выбор есть всегда, даже в концлагере. А уж в современном Париже тем более! Та же Лола считает работу официантки «ужасной» и сознательно предпочитает ей проституцию. Да и остальные герои тоже сталкиваются с искушениями. Клиенты выбирают – хранить ли верность женам. Анна с мужем – продолжать ссору или помириться. Их сын-подросток – уважать ли родителей. В финале фильма героини платят за свой выбор: одна начинает пить, вторая подвергается жестокому насилию… А с какими искушениями сталкиваетесь вы?..
КОТ В САПОГАХ
Режиссер Крис Миллер, 2011
Перед нами раскрывается история Кота до встречи со Шреком. И ни в одном другом фильме или мультфильме сценарий «мачо» не показан так наглядно. Потому что сценарий «мачо» не так прост, как кажется. Он двойственен: за гипермаскулинным фасадом «героя» и «соблазнителя» скрывается маленький трогательный ребенок, который ищет маму… Точно так же и Кот предстает перед нами то верным боевым товарищем, то милым котенком с большими глазами. Этот контраст особенно заметен в одном из эпизодов: Кот отважно сражается с многочисленными врагами, и тут ему на глаза попадается мама (приемная, но нежно любимая). И прямо в разгар схватки поведение Кота резко меняется: он тянется к ней со словами «Мама!». Сценарий «мачо» формируется у ребенка в возрасте около трех лет. Мальчик очень привязан к маме, а она – к нему. В таких семьях у сына нередко проявляется эдипов комплекс. Но гиперопека со стороны мамы сочетается с излишней требовательностью, поэтому ребенок рано взрослеет. Его отношение к маме амбивалентно: он нуждается в ней и боится ее, зависим от нее и хочет избавиться от этой зависимости. Поэтому уже во взрослости «мачо» количеством связей пытается скрыть свой страх женщины. В действительности же ему нужна не сексуальная партнерша, а «мамочка». «Мачо» не просто боится женщин, а относится к ним потребительски. Так что лучше с ним встретиться на экране, чем в жизни.
ПОРТРЕТ В СУМЕРКАХ
Режиссер Ангелина Никонова, 2011
Главной героине живется непросто: работа с проблемными семьями, нелюбимый муж, а ко всем житейским невзгодам добавляется изнасилование. В какой-то момент она, не выдерживая, говорит на торжественном застолье: «Работа?.. Констатирую жизнь дебилов. И я сама такая. Да и вы не лучше».
Глядя фильм, с героиней нельзя не согласиться. В нем показана вся изнанка жизни. Официантка не хочет принимать невыгодный заказ. Пожилой интеллигент продает подарок дочери. А сотрудники ДПС ловят на дорогах девушек и насилуют. Весь фильм кажется «портретом в сумерках», в сумерках наших душ.
Конечно, в жизни есть и «сумеречная сторона», на нее нельзя закрывать глаза. Но! Важно помнить, что это лишь часть реальности. В жизни, как и в сутках, есть сумерки, а есть и солнечный полдень. А на что предпочитаете смотреть вы?
Давайте вместе перейдем на светлую сторону жизни. Для этого выпишите пункты – что вам хотелось бы изменить. Вычеркните пункты, заведомо нереалистичные: например, мы не можем поменять климат, убрать пробки на дорогах. А теперь напротив каждого «реалистичного пункта» напишите, как этой перемены можно достичь, какие шаги необходимо сделать.
Теперь – дело за вами. Только от вас зависит, начнете ли вы менять свою жизнь или будете на нее жаловаться!