«Жила-была одна баба»
Режиссер Андрей Смирнов, 2011
текст Ольга Маховская, психолог, писатель
В ноябре в Доме кино состоялась премьера сценариста и режиссера, а после «Елены» и полюбившегося актера АндреяСмирнова («Белорусский вокзал»). После 30-летнего перерыва Смирнов снял картину «Жила-была одна баба», еще до съемок режиссер признался, что считает этот фильм главной работой своей жизни.
Аншлаг с сидящими на ступеньках и висящими на балконах зрителями предвещал нечто грандиозное. Кто бы мог подумать, что это будет грандиозный провал. Эпическое произведение о России на переломе эпох в годы мировой войныи революции обернулось жестким комиксом о том, как каждыйвходящий в кадр мужской персонаж набрасывался на главную героиню, молодую дебелую девку с тюркским лицом (Дарья Екамасова). Надо сказать, многих героиня пережила бы,если бы в какой-то момент длинного фильма ее внезапноне смыло символическим всемирным потопом. Еще до фильма было объявлено и объяснено, что изнасилованная стократно женщина – образ России, метафора, а не конкретное пособие для юного насильника. Обилием сцен насилия отличалсяфильм Алексея Учителя «Край», но там была зона, окраина человеческого существования. Может, это новый тренд отечественного кинематографа? Секса в России нет, а есть тольконасилие с особой жестокостью. Словом, жила-была одна баба,и – край! Все равно все погибли.
Так что же, если следовать метафорической логике, и России конец? Интересный вывод, особенно если иметь в виду,что режиссер в титрах горячо благодарит целый выводок олигархов и лично главного идеолога страны Владислава Суркова. Хорошее у них представление о будущем своей страны.
Если же говорить о простой зрительской идентификации как главном механизме восприятия кино, то опять-таки ктои с кем будет себя сравнивать и отождествлять? Молодые девушки – с главной героиней? Да кто это будет терпеть, комупонравится пережить снова в символической форме мерзостиженской жизни? У женщин, слава богу, если они попали в такую переделку, срабатывает механизм вытеснения, отрицаниясамого факта насилия. Психика так справляется с непосильным грузом воспоминаний, поскольку физически более слабаяженщина не может ответить тем же. Ну а мужчины тоже, хотяи погружаются в стихию насилия в своих фантазиях, все-такине любят делать это на виду у толпы, которая оскопит не моргнув глазом, как несчастных педофилов. Так что кино этоне про нас, хотя и отражает, видимо, сложный внутренний миравтора. Но это уже задачка для личного психолога.
Без истерики!
Режиссер Таня Уэкслер, 2010
текст Мария Громкая
Практически мы попадаем в телепрограмму «В мире животных», где в качестве подопытных рассматриваютсяженщины из обеспеченных семей и богатые вдовы. При этом нам предлагают, не смущаясь, понаблюдать за самим процессом возникновения оргазма. Женщина-режиссер делает это все-таки достаточно тактично и деликатно.
Фильм позволяет увидеть одиниз вариантов витка эволюции человечества, а именно первые шаги в изменении роли женщины, обретение слабым полом независимости. И вибратор,по мнению авторов, сыграл в этомопределенную роль, возможно не меньшую, чем избирательное право и правона образование. Это спорный вопрос,но посмотреть на перипетии героев, которые разыгрываются на фоне изобретения «волшебной палочки», будет занятно.
По сюжету в фильме Тани Уэкслер – Англия, 1880 год. Время, когдасексуальная дисфункция именовалась«истерией», а оргазм – «припадком».Герой, начинающий доктор-идеалистГрэнвилл, устраивается в частную клинику известного практика, которыйуспешно лечит богатых домохозяекс помощью мануальной стимуляции гениталий. Одновременно молодой врачпопадает в любовный треугольник между двумя дочерьми своего работодателя и, пройдя ряд испытаний, выбираетсвою настоящую любовь.
Развод Надера и Симин
Режиссер АсгарФархади, 2011
текст Мария Громкая
Иранский фильм «Развод Надера и Симин», обладатель главного приза Берлинского фестиваля 2011 года – это психологический триллер. Сюжет фильма прост:семейная пара на грани развода, потому что жена Симин хочет уехать из страныв поисках лучшей доли для маленькой дочери, а ее муж Надир упрямится.
Как опытный социолог и психолог,режиссер Фархади провел глубокое исследование современных семейных отношений. В фильме он не делит персонажи на хорошие и плохие, не осуждаети не одобряет их действия. Все героипридерживаются своих убежденийи ни на йоту не готовы отступить от них.Еще они все скрытничают и лгут.
«Развод Надера и Симин» – эта печальная история, основанная на лжии ее последствиях. Незначительные проступки героев приводят к серьезным проблемам. Подобное развитие событий заставляет зрителей сопоставлять то, чтоони видят на экране, с собственнымибуднями. Довольно часто и нас обманывают, вводят в заблуждение и дурачат
Развод – это всегда проблема, и всегда в этой ситуации есть жертвы. В фильмеэтой жертвой стала девочка – дочь главных героев. В нашей жизни бывают другие истории, которые мы предпочитаемзабыть, чтобы не бередить душу и не сравнивать себя с героями. Но мы можем осознать и попытаться изменить хоть что-то,чтобы наши дети не чувствовали себя заложниками «счастливого будущего».
Время
Режиссер Эндрю Никкол, 2011
текст Мария Громкая
В новом фильме Эндрю Никкола («ШоуТрумана») гена старости не существует,и на Земле царствует новая валюта – время. Им можно оплачивать покупки в магазине, все расчеты производятся в минутах,часах, днях, годах и веках, а деньги обесценились.В двадцать пять лет каждомужителю планеты выдают один год жизнив качестве стартового капитала, а дальшенужно зарабатывать время себе на жизньсамому. Богатые люди становятся бессмертными, а если бедные не найдут достаточно «времени», их арестует полицияи отправит на утилизацию.
Идеей расплачиваться временем врядли будут восхищаться психотерапевты.Лимит времени, после истечения которогонаступает мгновенная смерть, – это самыйужасный стресс, который может испытатьчеловек. А если это происходит каждыйдень, то это уже повод для клиническойпсихопатологии.
Фильм дает нам повод почувствовать новый смысл выражений: «У тебя естьминутка?», «У меня нет на это времени»,«Всему свое время». Эти слова начинаютзвучать глубже, потому что их непонимание может привести к смерти.
Надеемся, что Тимберлейк поможет юным поклонницам выйти из меланхолии и понять, как важно жить сегодняшним днем и получать от него максимальноеудовольствие. Этот фильм будет интересен для практикующих врачей, которыесмогут найти в нем персонажей, очень похожих на своих пациентов.