ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ
Режиссер Филлида Ллойд, 2012
Текст: Ирина Соловьева
В самом названии фильма отражена основная его проблема. Проблема, стоящая не только перед Маргарет Тэтчер – великой женщиной, харизму и талант которой признавали даже ее враги. Но точно такая же проблема близка каждой женщине: как быть «железной» и при этом оставаться «леди»? Как сочетать профессиональную самореализацию и личную жизнь?..
В профессиональной сфере Маргарет Тэтчер была «железной». Был ли это ее добровольный выбор, или ее к тому вынудили обстоятельства? Действительно ли «костюм делает клоуна», или клоун надевает на себя костюм? Это вопрос, который остается без ответа, да ответа и не может быть. При этом она была и женой, и матерью… Как сочетать в себе такие разные роли?
Многие столетия патриархата женщина могла себя реализовать лишь в пространстве семьи, дома: как «хранительница очага», дочь, жена, мать… Доступ в социальное пространство был для нее закрыт: к образованию, власти, творчеству… А за одной крайностью всегда следует противоположная – радикальный феминизм XX века. И женщины, доказывая свое право на реализацию в социальном пространстве, стали отказываться от традиционных женских ролей в семье. Появился даже термин childfree – сознательный отказ от детей. Но делает ли противоположная крайность женщину более счастливой?..
Некогда Аристотель предложил так называемый «треугольник идеальной женщины». В его основе лежат три роли, которые играет женщина в своей жизни. При этом треугольник должен быть равносторонним, то есть все роли равны. Кем же должна быть женщина? Гетера, она же – жена, любовница, партнерша… Это любовные отношения женщины. Жрица – говоря нынешним языком, это женщина-профессионал, профессиональная и творческая самореализация. Мать. Эта роль в комментарии не нуждается – и во времена Античности, и сейчас…
Если какая-то ипостась женщины занимает слишком много места, страдают остальные. Ведь это «треугольник», и если один из углов становится больше, то, по законам геометрии, какой-то другой угол должен стать меньше! Если женщина «всю себя посвятила детям», могут пострадать ее отношения с мужем и остаться нереализованными другие таланты. С головой ушла в работу – становится не до семьи. А любовная зависимость – от партнера – приводит к безразличию и обесцениванию всего остального…
Фильм предложил нам свою версию того, как эти роли звучали в жизни Маргарет Тэтчер. А как эти роли распределяются в вашей жизни и в жизни ваших близких?..
ЧТО-ТО НЕ ТАК С КЕВИНОМ
Режиссер Линн Рэмси, 2011
Текст: Мария Громкая
Этот фильм конкурсной программы Каннского фестиваля ставит перед зрителями много неудобных вопросов. Какова цена материнской нелюбви? Возможно ли любить своего ребенка, если он монстр?
Нам показывают историю взросления Кевина, вредного и злобного мальчишки, который будто бы сознательно начал с пеленок отравлять жизнь собственной матери. Ей, как кажется Кевину, он не нужен, и он всеми силами пытается бороться с этой любовью-ненавистью.
И только за десять минут до финальных титров мы понимаем, что же он сделал, в конце концов, и почему в результате попал в тюрьму.
Он просто убил отца, сестру и нескольких школьных товарищей, тщательно спланировав это шоу. Почему он не убил мать? Наверное, потому что только в Еве он увидел настоящего соперника-противника, с которым можно быть честным и не притворяться пай-мальчиком.
Она же не может понять, сколько ее вины в этом. Неужели Кевин – это она сама? Отражение ее самой – властной, эгоистичной и жесткой женщины?
Ваш опыт подскажет вам, что подобные семейные драмы в разной степени происходят часто. Главное – чтоб вы любили своих близких и понимали, что это всегда ежедневный напряженный труд. Тогда вам будет проще смотреть на их капризы и слабости.
СТЫД
Режиссер Стив Маккуин, 2011
Текст: Мария Громкая
Перед нами человеческая трагедия, наполненная стильным визуальным рядом, страстью и… сожалением. Обилие демонстраций мужских гениталий превышает разумные экранные нормы. Но что есть норма? Если вы переживете первые десять минут и вам не надоест порно-имитация под классическую музыку, то у вас есть шанс окунуться в мир сексоголика. Режиссер Стив Маккуин развенчивает стереотип классического «бабника» и превращает его в жертву и заложника своих плотских желаний. Подобное состояние известно большинству мужчин, но в крайних случаях считается заболеванием. Отличная игра актера помогает нам пережить все его страсти по поводу своего одиночества и невозможности перейти к не таким уж откровенно животным отношениям. Безупречный визуальный вкус режиссера сглаживает банальность мыслей о том, что заняться сексом проще, чем найти подругу. С точки зрения психологов, герой – патологический нарцисс: он наслаждается только своими эмоциями и телом и не способен замечать ничего другого. От гибели его спасает попытка суицида сестры.
Она безуспешно пытается привязать брата к себе, постоянно напоминает об их загадочном прошлом. А мы, сбитые с толку, видим страдания героя и только догадываемся, что же случилось с ними в детстве. Мужчины примут этот фильм на ура. Да и многие женщины также не откажутся окунуться в мужской мир.
ЭТА ДУРАЦКАЯ ЛЮБОВЬ
Режиссеры Гленн Фикарра, Джон Рекуа, 2011
Текст: Ирина Соловьева
Немолодая семейная пара, много лет вместе. Казалось бы – «тихое семейное счастье», но вдруг… один из супругов понимает, что упустил в жизни что-то важное, и пытается это наверстать. Появляется роман на стороне, отношения на грани развода, брошенный партнер страдает… Как часто такой сюжет встречается в жизни и в кинематографе! Но в роли жертвы обычно предстает женщина (хрестоматийный пример – фильм «Пари Матч» о женщине, буквально восстающей из руин после развода). Ведь мужчине – не к лицу показывать свои переживания. Женщина имеет право на слезы и истерики, а вот мужчина должен сохранять облик «мачо»!
Фильм «Эта дурацкая любовь» рушит гендерные стереотипы и предубеждения. В нем показаны переживания брошенного мужчины… Которые ничем не отличаются от переживаний женщины в аналогичной ситуации!
Поэтому особенно полезно посмотреть этот фильм тем представительницам «слабого пола», которые обижены на мужчин и начинают думать, что «Все мужики – козлы». Фильм дает возможность побывать «по другую сторону баррикад» и понять, что на самом деле разница между мужчиной и женщиной не так уж велика. Сердце у нас у всех устроено одинаково. Все мы одинаково переживаем боль, одиночество, надежду… и любовь!