Значимость для ребенка такого события, как смерть домашнего питомца, родителями, погруженными в собственные переживания, часто недооценивается. Много ли вы знаете случаев, когда взрослые, принимая решение, например, об эвтаназии животного или задумываясь о том, как его хоронить, учитывали бы мнения детей?
Лет пять назад меня пригласили выступить с докладом о психологических последствиях утраты домашних питомцев перед людьми, профессионально или почти профессионально занимающимися разведением и обучением собак. К моему удивлению, часть аудитории крайне агрессивно восприняла саму идею о том, что смерть домашнего питомца вообще каким-то образом может обсуждаться с детьми. Агрессивная дама с места давала мне отповедь: «А у вас у самой-то есть дети?! Как вы можете советовать, чтобы дети увидели мертвое животное…» Другие сомневались: «Наша задача защитить детей от болезненных переживаний… С принятием смерти может справиться только взрослый». Третьи давали собственные практические советы: «Чтобы забыть горе, надо тут же (или заранее) завести нового щенка».
Всем нам кажется естественным желание защитить детей от болезненных переживаний. При этом, руководствуясь благими намерениями, мы нередко склоняемся к самым простым для нас решениям – «оградить» и «не допустить». Однако неправильно было бы убеждать себя, что дети, проживая с нами в одной семье, смогут каким-то чудесным образом избежать собственных переживаний утраты при смерти любимого домашнего питомца и не заметить эмоциональных переживаний взрослых.
Не правда ли, очень привычно звучат слова одного из моих знакомых: «Я-то понимаю, что все мы не вечные, но как сказать о том, что Багиры больше нет, Илюшке? Так не хочу, чтобы он расстраивался… А вдруг спать станет плохо или, чего хуже, снова начнет писать в постель. А может, лучше не признаваться, что собака умерла? Скажу, что Багира теперь живет у родственников няни».
Многие современные городские дети впервые сталкиваются со смертью, когда теряют домашнего питомца. Помочь им справиться с первым опытом переживания смерти и тем самым заложить модель преодоления возможных утрат в будущем могут лишь близкие люди. Способность ребенка понять, что означает смерть, зависит от его эмоционального развития, но в общих чертах для каждого возраста есть характерные особенности переживания этого тяжелого события.
До двух-трех лет дети не понимают, что означает смерть. При этом, будучи чуткими к изменениям эмоционального состояния и проявлениям стресса у окружающих их людей, они могут стать раздражительными и тревожными, у них могут измениться привычки питания.
Дети до пяти лет в целом относятся к домашнему питомцу как к партнеру по играм и не рассматривают его смерть как необратимую. Скорее, они видят смерть как временное отсутствие, как феномен из жизни растения, которое «умирает» в этом году, только чтобы вернуться на следующий в полном цвету. Некоторые дошкольники считают смерть глубоким сном.
Дети старшего возраста начинают рассматривать смерть как окончательное, не поддающееся «обратному ходу» событие. Они еще не соотносят это событие с собой, считая, что с ними «этого» произойти не может. У детей в этом возрасте могут быть представления, что смерти можно избежать и что это необязательный опыт для каждого человека. Особенностью этого возраста может стать переживание ребенком острого чувства вины за смерть питомца: поскольку они нередко связывают то, что думают или желают, с тем, что реально случается. Маленький ребенок может в какой-то момент пожелать, чтобы питомец исчез или умер: если это случается, есть вероятность, что малыш посчитает произошедшее событие наказанием за свои слова или мысли. Родителям следует внимательно отнестись к особенностям детского мышления в этом возрасте и, в случае необходимости, убедить, что их мысли и желания не являются причиной смерти домашнего питомца.
В возрасте девяти или десяти лет у детей начинает складываться представление о том, что смерть является необратимой и неизбежной. Утрата питомца может привести к усилению у них тревожности относительно того, что сами они могут быть покинуты своими родителями либо вследствие их смерти, либо по другой причине, такой как развод. Дети старше десяти лет в целом понимают, что все живые существа в конце концов умирают и что смерть является окончательной. Однако понимать и принимать – это две разные вещи. Они могут проходить через те же стадии горевания, как и взрослые: отрицание, торги, гнев, страх, депрессия и принятие. Очень часто дети не проявляют глубину своего горя вербально, поэтому родители должны быть внимательными по отношению к необычному поведению, ухудшению успеваемости, отдалению от семьи и друзей, вспышкам агрессии и асоциального поведения. Следует также помнить, что детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может немедленно не проявлять горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.
Столкнувшись со смертью, дети часто начинают задавать множество вопросов и интересоваться всем тем, что с ней связано. Они могут спрашивать о подробностях, которые взрослые обычно считают неуместным объяснять. Среди первых вопросов, которые задает ребенок, такие: «Почему домашний питомец умер?», «Я сделал что-нибудь неправильно?», «Что теперь с ним будет?». Дети часто интересуются, что думает животное, находится ли оно в безопасности, ответственны ли они за смерть животного, и наиболее обычный вопрос – увидят ли они домашнего питомца снова.
Детей в возрасте до пяти лет или около того более важно психологически поддержать, чем объяснять нюансы происшедшего. Однако некоторые дошкольники уже могут справиться с элементарными объяснениями, например такими: «Иногда, когда домашний питомец сильно заболевает, он больше не может оставаться там, где живет. Вот это и случилось с Микки. Но мы здесь, и мы не покидаем тебя». С возраста шести лет ребенку следует рассказывать как можно более прямо о том, что домашний питомец умер, и об обстоятельствах, связанных с его смертью. Однако не рекомендуется уходить в болезненные подробности: подобная информация – это то, из чего происходят ночные кошмары.
Очень важно в это время поощрять ребенка задавать вопросы и давать полные сочувствия, но прямые ответы. Для ребенка может быть трудным справиться с горем, если ему не говорят правды. Общее правило – давайте объяснения, в которых вы уверены, на языке, понятном ребенку. Это поможет им сдернуть покров тайны с того, что происходит, поскольку фантазии детей гораздо чаще опасней, чем реальность.
Отправным пунктом вашего объяснения должно стать то, что несчастливые события случаются, несмотря на всю нашу любовь и заботу. Есть множество вещей, которые мы не можем проконтролировать.
Не давайте объяснений, которые потенциально могут стать причиной дополнительных психологических проблем. Например, следует избегать использовать такие формулировки, как «уснул». Возможным результатом такого объяснения могут стать проблемы со сном, например у ребенка могут развиться ночные кошмары. Объяснения типа «Питомец убежал и не вернется» могут быть связаны с опасностью усилить у ребенка мысли об отвержении и покинутости. Объяснения наподобие «Ему не нравится здесь, поэтому он ушел» потенциально провоцируют чувства вины и отвержения. Объяснения «Наш Тедди заболел и умер» лучше сопроводить разъяснением того, что если заболеть, то не обязательно умрешь. Иначе ребенок может начать чрезвычайно бояться заболеть.
Родители часто сами испытывают чувства беспокойства и неуверенности, пытаясь помочь своим детям. У моих знакомых, после того как их таксу Мики сбила машина, папа, не спросив у дочери, готова ли она завести новую собаку, на следующий день принес нового щенка. Его двенадцатилетняя дочь спустя несколько дней перестала обращать внимание на щенка. Она не могла сказать своему отцу, не желая огорчать того, что обижена на пришельца; и в то же время чувствовала себя предательницей по отношению к Мики. Поэтому девочка просто игнорировала новую собаку и отказывалась принимать какое-либо участие в ее воспитании. Месяц спустя щенка отдали обратно. Если бы папа больше знал об особенностях проживания горя детьми, то позволил бы девочке переживать его в собственном ритме.
Если ребенку не дают возможность оплакать умершего, новый питомец может быть отвергнут им. Один десятилетний мальчик выразил это так: «Если я заведу новую собаку сейчас, это будет нечестно по отношению к Берту, я предам его».
«Жалость, вина, обида – что я тогда чувствовала, в четырнадцать лет, когда брат нечаянно прихлопнул дверцей холодильника моего попугайчика Кешу? Сейчас сложно припомнить все досконально, вот только в горле сразу комок, как только думаю об этом. Конечно, Максим (так зовут моего брата) был виноват – слишком сильно хлопнул дверцей, пританцовывая с плеером в ушах. А на следующий день он принес в дом кота, чтобы я так сильно не переживала и не запиралась в комнате, не желая слушать утешения родителей. И стало еще горше. Кот, взятый напрокат у приятеля брата, не только не утешил, а сделал утрату еще ощутимее – никого мне не надо, кроме Кешки…»
Смерть домашнего питомца является сильным эмоциональным переживанием для всех членов семьи. Однако самый нежелательный для ребенка вариант в дни, следующие за утратой, – это остаться забытым или предоставленным самому себе и своим переживаниям. Родителям следует помнить, что неверные модели переживания утраты, воспринятые в детстве, вырастают в неправильные установки по отношению к потерям, действующие на протяжении всей жизни. И напротив, смерть животного способна стать тем событием, которое поможет ребенку научиться уверенно справляться с ситуациями потерь в будущем.
Вот, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают родители психологам при утрате домашних питомцев.
Следует ли детям разрешать видеть переживание горя их родителями, или страдания должны быть максимально скрыты?
Дети должны понимать, что у их родителей тоже есть чувства, а горе и скорбь являются нормальными человеческими переживаниями при потере в любом возрасте. В то же время, говоря о своем горе, постарайтесь отвести время для игры и беседы без упоминания об умершем. Сбалансируйте, насколько сможете, разделение печальных чувств и совместные более приятные дела. Ребенку требуется не только знать о болезненных чувствах, переживаемых близкими, но и ощущать положительные эмоции с их стороны.
Надо ли вспоминать о питомце после его смерти или сделать так, чтобы ничто не напоминало о нем, – ведь это так больно?
Позволяйте своему ребенку открыто демонстрировать и делиться собственными чувствами, безотносительно того, насколько нелогичными или глупыми они могут вам показаться. Не подавляйте чувств вашего ребенка, делая такие замечания: «Большие мальчики и девочки не плачут» или «Это всего лишь животное». Просматривайте альбом с фотографиями домашнего питомца, а одну вставьте в рамку, если ребенок захочет этого. Беседуйте о днях, когда питомец впервые появился в семье, вспоминайте о прогулках, выставках, как было трудно дрессировать питомца и какие забавные привычки у него были.
Можно ли детям участвовать в процессе погребения животного?
Знание того, где похоронен домашний питомец, помогает снять значительную часть тайны, связанной со смертью. Детей необходимо спросить, есть ли у них особые пожелания по организации похорон, и их желания должны, по возможности, учитываться. Обычно дети предподросткового возраста хотят посещать места захоронений домашних питомцев. Нежелание ребенка посещать место захоронения может быть проявлением скрытых страхов и сомнений относительно смерти и похорон. Эти вопросы необходимо обсудить.
Поможет ли заведение нового питомца при переживании утраты прежнего?
Иногда после смерти животного родители, пытаясь избавить ребенка от переживания им горя или каких-либо доставляющих боль чувств (да и боясь своих собственных чувств) тотчас же приобретают другого питомца «на замену». Или пытаются «утешить»: «Пойдем в зоомагазин и купим тебе нового». Однако слишком быстрая замена отнимает у ребенка возможность правильно пройти через процесс горевания и может привести к убеждению, что замещение любимого существа – это хорошая идея избавиться от болезненных чувств. (Подобные фразы ребенок может еще неоднократно услышать от родителей – например, когда заканчивается подростковый роман, его призывают не переживать, а пойти и найти нового друга или подругу.)