По итогам прошлого телевизионного года, которые подвели на минувшей неделе, центральные каналы снова потеряли от трех до пяти процентов зрительской аудитории.
Россия переживает самый тревожный этап отношений со СМИ – медиацентрацию. От СМИ ждут ответов на самые насущные вопросы, звезды шоу-бизнеса формируют мнения, на телевизор сердятся и пишут жалобы. А качество телепрограмм – дежурная тема для сплетен. Однако несмотря на агрессию общества, телевидение пока, кажется, не улучшается и не собирается развиваться навстречу зрителям. Поэтому исследования взаимного влияния ТВ и аудитории у нас не проводятся. Обескураженный зритель при первой же возможности уходит на «маленькие» каналы.
Медиацентрация – это феномен, характеризующий общественную и научную ажитацию вокруг кино, телевидения, а потом и Интернета. Можно смело добавить сюда все виды телефонии, радио и газеты. В шестидесятые годы прошлого века миф о телевидении, которое тотально определяет сознание граждан, зомбирует их и принуждает к плохо осознаваемым, неконтролируемым и уже потому вредным поступкам, стал главным. Мифы, как известно, нельзя разрушить по той простой психологической причине, что они коренятся в «Я» людей, самом ядре личности, разрушение которого вызывает адскую непереносимую боль, сродни физическим страданиям. В норме личность начинает защищаться, вырабатывая аргументы в пользу мифа, который таким образом становится еще сильней. Психологический иммунитет работает по той же системе, что и физиологический: вирусы вызывают рост концентрации антител.
В шестидесятые годы прошлого века общественная и научная паника вокруг телевидения, которое гробит сознание дошкольников, стимулировала исследования в этой области. И уже первый опыт в этой сфере показал, что малыши, даже если их оставить на целый день перед экраном, не смотрят телевизор без отрыва. Они смеются, играют во что-то другое, едят, танцуют и даже спят, поскольку по телевизору показывают что-то непонятное и неинтересное для них. В панику впору было впадать авторам и продюсерам телепрограмм, которые впервые обнаружили, что аудитория их манкирует. Тогда и стали развиваться теории о слабом телевидении и сильном зрителе. Наряду с медиацентрацией как объяснительным принципом стали развиваться когнитивно-центрированные теории, предлагающие модели переработки информации не только создателями сообщений, но и реципиентами, зрителями, слушателями, пользователями.
Миф о сильном зрителе (пользователе – назовем его и в современном духе) живет и процветает до сих пор, хотя очень быстро обнаружил свою ограниченность. Социально-центрированные исследования проявили как разную сопротивляемость, так и разный уровень активности зрителей.
Оказалось, что «сила» реципиента зависит от того, к какой социальной, профессиональной и возрастной группе он принадлежит. Например, зрители из бедных слоев ведут себя наивно и внушаемы, а образованные, со стабильным доходом и уверенным статусом индифферентны к тому, что предлагают им СМИ.
Недостаток всех подходов, включая последнюю волну социологических и социально-психологических, состоял в том, что они редко носили продолжительный характер и изучали эффекты СМИ не точечно, а в контексте всей жизни общества. Экзистенциально-центрированные исследования только начались, но именно они принесут самые интересные результаты. Кто выиграет схватку за доминирование: СМИ, зритель, определенные группы людей, или все переплавит жизнь?