В наше время повальной компьютеризации мы все оказались «связанными одной Сетью». Лишившись Интернета даже ненадолго, многие молодые люди испытывают чувство одиночества, тревогу и подавленность. А фраза «это все из-за Интернета» в наши дни становится распространенным объяснением проблем и оправданием ошибок.
И все же в возникновении тех или иных проблем, связанных с Интернетом, виноваты люди, им пользующиеся. И причина не в том, что они делают это неправильно и тем обращают достижения технического прогресса себе во вред, а в том, что они не понимают, не задумываются, как Сеть меняет их самих. Это изменение – цифровой психоморфоз – перестраивает мышление пользователей, делая его «клиповым».
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ЧЕМ ОНО ОПАСНО?
Представление о клиповом мышлении первоначально появилось еще в доинтернетном периоде, в 80-е годы прошлого века. Первоначально оно было связано с восприятием зрителями видеоряда музыкальных клипов – фрагментов, контекстуально связанных друг с другом, но весьма разнородных, предъявляемых в быстром темпе и порождающих все новые ассоциации, заставляя зрителя «растекаться мыслью по древу». Вообще изначально clipping – это подборка газетно-журнальных вырезок на заданную тему. Не дотошный аналитический обзор, не «выжимка» информации из разных источников (дайджест), а поверхностное представление «сырой», непереработанной информации.
Такой контент, как видеоклипы, опирающийся на быструю смену тем, на психологическом уровне подталкивает зрителя к «скачке идей», переключению с логического, последовательного рационального мышления на спонтанно-ассоциативное иррациональное. А на физиологическом уровне возникает так называемый когнитивный сдвиг: от левополушарного мышления (последовательность, непротиворечивость и критичность) к правополушарному (наглядность, ассоциативность и эмоциональность). Целесообразность такой подачи материала с точки зрения клипмейкеров очевидна: меньше «доза» информации – значит, меньше логики и критики, зато больше эмоций при постоянной смене кадров! И тогда возникает «двухступенчатый» эффект иррационального, правополушарного убеждения:
1. У аудитории происходит переход от логического мышления к эмоциональному. Этот эффект клипового мышления – вполне в русле сегодняшних мейнстримных трендов: «Даешь простое решение сложных вопросов! Живи чувствами: тогда будешь чувствовать, что живешь!» «Больше эмоций» – это еще и ответ на извечный запрос массовой публики, ищущей новых ощущений и развлечений (помните античное «Хлеба и зрелищ»?).
2. Клиповое мышление ситуативно и сиюминутно: нет времени долго размышлять, анализировать информацию, сравнивать альтернативы – нужно в спешке «проглатывать» все новые порции информации. Эта временная ограниченность неизбежно ограничивает широту мышления – можно сказать, делает последнее ограниченным в самом прямом смысле. А значит, у клипово мыслящей аудитории больше внушаемость – и возрастает ее податливость для манипуляций. Такой эффект клипового мышления очень востребован рекламистами, маркетологами и политтехнологами. И желания, порождаемые клиповым мышлением, становятся импульсивными и компульсивными: «Хочу сегодня! Хочу сейчас!»
С ГЛАЗ ДОЛОЙ – ИЗ МОЗГА ВОН?
В конце прошлого века развитые страны пришли к обществу массовой информации (читай: медийной манипуляции), жаждущему свежих эмоций и новых развлечений – и тем самым семимильными шагами идущему к повальной инфантилизации. Вот потому-то в нем и сформировался социальный запрос на клиповое мышление. Точнее, запрос на контент, такое мышление питающий и стимулирующий. Соответственно, само клиповое мышление укоренилось как распространенное социокультурное явление. И конечно, привлекло внимание исследователей. В отечественной науке «пионером» изучения клипового мышления выступил известный философ Федор Гиренок, противопоставивший его мышлению понятийному.
Ну а когда в начале нового века началось триумфальное распространение Интернета, клиповое мышление пышным цветом расцвело в новой информационной среде. Перефразируя классика, можно сказать, что эти два феномена современной культуры – как близнецы-братья: мы говорим «клиповое мышление» – подразумеваем «пользование Интернетом». Причем интернет-мышление, или мышление, поначалу порожденное Сетью, в дальнейшем само выстраивает эту Сеть. Ведь в глобальной Сети, опирающейся на принцип «диктатуры юзера», контент Интернета подстраивается под вкусы пользователей, большинство которых предпочитает просматривать короткие тексты в одну страницу, фото и видеоролики продолжительностью до двух-трех минут. При этом сужается временной горизонт «здесь и сейчас», в него помещается лишь то, что можно окинуть одним взглядом… и забыть, как только это становится прошлым («с глаз долой – из мозга вон»). Возникает цифровая амнезия.
Юзеры не хотят утруждать себя углубленным размышлением. В результате контент становится «быстрорастворимым» – таким, чтобы мог схватываться большинством пользователей моментально, даже при поверхностном просмотре, и без интеллектуальной фильтрации, не дожидаясь наступления «перегрева» мозга от умственных усилий. Такая «пища» для ума «проглатывается» большинством легко и усваивается незаметно. Ну просто мечта рекламистов и политтехнологов всех мастей!
Описанные черты «клипомыслия» – поспешность, эмоциональность и некритичность – у интернет-юзеров «со стажем» проявляются особенно ярко. Почему это происходит? Давайте разберемся.
Что касается поспешности – она выступает прямым следствием информационной избыточности глобальной Сети, этого кажущегося бескрайним «океана» информации (наподобие «мыслящего океана» Станислава Лема). Причем избыточность проявляется как по объему, так и по структуре информации (гипертексты, многочисленные переходы по ссылкам) и по форме ее представления (аудиовизуальный, мультимедийный контент). В результате для среднего пользователя прежнее «хочу все знать» сменилось на «хочу все успеть»: он не рассматривает все возможные аргументы, ограничивается одним-двумя.
Отсюда не только поверхностность мышления, но и его категоричность, так называемое «полярное мышление», поскольку человек не видит альтернатив (не успевает, да и уже не хочет поглощать избыток информации ежедневно и ежечасно. Вдобавок есть проблемы с анализом имеющейся в распоряжении информации). Такой способ принятия решений по существу регрессионный, детский. Поэтому клипово мыслящие юзеры Интернета нередко ведут себя наивно, как дети, – верят в предлагаемые им «сказки для взрослых». Например, про очередные открытия «британских ученых». Не случайно известный аналитик Рунета, практикующий психотерапевт Андрей Бархатов сравнивает клиповое мышление с «липовым» в силу скоропалительности и необоснованности решений.
Теперь – по поводу эмоций. Согласно известной формуле эмоций академика Симонова, интенсивность эмоций прямо пропорциональна силе актуальной для человека потребности и обратно пропорциональна объему имеющейся информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Соответственно, ограничение восприятия информации, происходящее в процессе клипового мышления, способствует возрастанию интенсивности проживаемых при этом эмоций.
Но как такой внутренний информационный дефицит уживается для пользователя с внешней информационной избыточностью? Разгадка состоит как раз в противоречии внутреннего и внешнего. Хотя океан внешней, потенциально доступной для интернет-пользователя информации избыточен, в то же время объем реально им усвоенной информации ограничен. В это ограничение вносят вклад как пропускная способность сознательного восприятия, так и дефицит времени, порождающий информационный стресс. Возникает информационный диссонанс, нагнетаются эмоции. По сути, захлопывается информационная ловушка, в которую человек себя загоняет сам своим клиповым мышлением: он бегло просматривает все больший объем информации, воспринимаемой небольшими порциями (снимками, кадрами) – но при этом удерживает, запоминает все меньше. В виртуальном мире, как в мифологическом потустороннем, человек пытается удовлетворить свой душевный и духовный голод – но в результате становится еще более голодным. Более того, от информационного перенасыщения возникает информационное же «несварение» и как результат – эмоциональная неудовлетворенность.
Кроме того, клиповое мышление стереотипно. Оно подталкивает человека к тому, чтобы некритично повторять чужие мысли, принимая их за свои. Отсюда, в частности, поднимается волна заимствований, копипастинга в Интернете.
Помимо описанных недостатков, клиповому мышлению присуще еще и отсутствие системности мышления. Это метко сформулировано в известных крылатых фразах: «“Яндекс” есть – ума не надо» или «Google делает нас глупее». Для «жертвы» клипового мышления мир (как внешний, так и внутренний) становится фрагментарным, превращаясь в набор разрозненных, не связанных друг с другом впечатлений и не увязанных в одно с другим представлений. Как писал дьякон Андрей Кураев, «клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным». А каждое внутреннее противоречие делает человека менее психологически устойчивым.
В целом же, несомненно, клиповое мышление несет на себе отпечаток «детскости». Отсюда вывод, к которому мы приходим вслед за известной исследовательницей Интернета Сьюзан Гринфилд: в Интернете взрослые ведут себя как дети.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Волкова,
психолог, имидж-консультант
ИНФУ ДОБЫЛ – РЕШЕНИЕ ПРИНЯЛ
За последние двадцать лет насыщенность жизни и, соответственно, объем информации, которую необходимо обработать, скорость ее поступления выросли в разы
Мы должны добывать информацию и принимать решения быстро – иначе рискуем пропустить все самое интересное и безвозвратно отстать от жизни.
Соответственно, нужны новые – «быстрые» и емкие – формы передачи информации, ведь привычные старые в современных условиях, к сожалению, не всегда актуальны. Интернет, мультимедийные презентации и прочие «клипы» всех мастей – не то чтобы дьявол во плоти. Просто всем этим нужно уметь пользоваться, добывая из «быстрых» ресурсов не готовые решения, а пищу для размышлений.
Мой трехлетний племянник, увидев за окном птичку на ветке, разводит пальцами по стеклу, как по экрану айпада, чтобы приблизить ее и рассмотреть получше. Задача родителей – объяснить малышу, что мир на экране – одно, а реальная жизнь – совсем другое.