Известный американский нейрофизиолог Карл Прибрам в начале 1970-х годов описал так называемый «феномен Бовери» (Bowery – название улицы и одноименного района в Нью-Йорке). Феномен заключался в том, что в полицию обрушился шквал звонков от местных жителей, которые жаловались на то, что «происходит нечто подозрительное». Большинство звонков поступало ночью, когда люди просыпались от смутной тревоги. Они не понимали причины своего страха, но в полицию на всякий случай звонили.
Выяснилось, что источником беспокойства стала… нью-йоркская надземная железная дорога. А точнее ее отсутствие. Дело в том, что за долгие годы жители района привыкли к шуму и грохоту, а в середине 1960-х дорогу демонтировали. И наступила непривычная тишина, которая поначалу и вызывала страх.
«Феномен Бовери» – это очередная иллюстрация к известному факту, связанному с нашими привычками, с рутинными реакциями. Пока все вокруг привычно – нам хорошо, как только привычная среда изменилась – возникает дискомфорт.
Любой живой организм может выжить только в ограниченном и неизменном диапазоне внешних условий. Например, есть бактерии, способные жить в жерле вулкана, а вот любым млекопитающим это не под силу.
Рутина – это хорошо!
Стабильность среды обитания формирует стабильные адаптивные реакции. Например, если следом за сытым летом следует голодная зима, то надо или заранее накапливать подкожный жир или делать запасы пищи.
На биологическом и физиологическом уровне человек – это «машина». Нормальное функционирование этой «машины» основано на стабильности внешних условий и на повторяемости основных функций.
Проще говоря, для нашего тела любые рутины – это хорошо! Регулярно тренируетесь – улучшается сила, выносливость, гибкость и т. д. Питаетесь по расписанию – значительно уменьшаются проблемы с пищеварением и избыточным весом. Соблюдаете режим сна и бодрствования – не просто чувствуете себя бодрым и работоспособным, но это еще и лучшая профилактика множества болезней.
Но что там с нашей психикой?
Чтобы не сильно отрываться от биологических корней, вспомним великого русского физиолога И. П. Павлова. Он предложил такое понятие как «рефлекс новизны» (или рефлекс «Что такое?»). Это врожденная реакция на новизну, которую можно легко пронаблюдать даже у младенцев и у животных. Рефлекс новизны проявляется как комплекс двигательных и физиологических реакций: расширение зрачков, поворот головы, увеличение мышечного тонуса (готовность к движению), изменение дыхания и сердцебиения и т. д.
Позже ученые стали использовать термин «ориентировочный рефлекс» и объяснили механизм реакции «Что такое?». Наш мозг непрерывно создает информационную модель внешнего мира. С определенной периодичностью наши органы чувств «сканируют» окружающий мир, проверяя его на соответствие имеющейся модели. Если что-то изменилось (т. е. результаты «сканирования» разошлись с имеющейся моделью), то тут же включается ориентировочный рефлекс.
Ориентировочный рефлекс – это автоматическая (на уровне физиологии) исследовательская реакция. Но на уровне психики эта реакция связана с такой эмоцией как интерес, любопытство. Обычно эта эмоция считается позитивной, хотя тут могут быть нюансы (о них чуть позже).
Что интересно, любая эмоция может быть «отсоединена» от первичных стимулов и может стать самостоятельной потребностью. Именно так избыточная тяга к новым впечатлениям делает из нас любителей путешествий, гиперпотребителей, скупающих подряд любые «новинки», придуманные маркетологами, страдающих от синдрома FOMO «маньяков социальных сетей», опасающихся пропустить какую-нибудь «важную» новость, и т. п.
Любопытство не порок
Любопытство не порок, но оно может быть слишком поверхностным и текучим, создавая угрозу для сложившихся рутин. Поэтому чем более консервативный уклад существует в обществе, тем негативнее воспринимается любопытство/интерес, и тем больше стремление его ограничить. Как говорится, «любопытной Варваре нос оторвали» – делай, что должен, т. е. поддерживай сложившиеся традиции, обычаи и рутины, и не лезь не в свое дело.
Любые социальные отношения от уровня государства до уровня семьи – это тоже в какой-то мере «машина». Для нормального функционирования этой «машины» важна стабильность, предсказуемость. От каждого члена общества ожидают, что он будет играть свои социальные роли и соответствовать ролевым ожиданиям окружающих.
Социум – не что иное, как набор рутин, которые в пессимистическом варианте можно представить как «Матрицу» из одноименной трилогии братьев Вачовски, полностью контролирующую поведение человека.
- В более консервативных обществах любопытство и прочие проявления ориентировочного рефлекса могут быть табуированы. А вот следование рутинам в виде традиций, обычаев, ритуалов будет считаться добродетелью и одобряться.
- В либеральных обществах, напротив, интерес будет одобряемой и позитивной эмоцией. Хотя «матрица» (социум) в любом случае будет пытаться направить этот интерес в нужное для себя русло, например, воспитывая гиперпотребителей, а не ученых-исследователей.
На самом деле крайне сложно дать ответ на вопрос: «Рутина – это хорошо или плохо? Надо ли избавляться от какой-то житейской рутины, особенно если она надоела до чертиков?!».
С одной стороны, рутина – это хорошо. Потому что наличие некой «минимальной стабильности и предсказуемости» является обязательным условием нашего выживания и благополучия (биологического, социального, психологического).
С другой стороны, рутина – это плохо. Потому что подавляется наш интерес и прочие проявления «ориентировочного рефлекса» к жизни, и мы в буквальном смысле тупеем. На место интереса приходит скука и демотивация. А если делать что-то без желания, то подкрадывается разочарование, копится моральная усталость. Когда в рутину превращается работа или отношения с близкими, то тут недалеко до эмоционального выгорания или жизненного кризиса.
Что же делать, как избавляться от рутины?
Избавиться от различных рутин невозможно, они основа жизни. Но самые утомительные их них можно и нужно менять. Если эти изменения не вносит сама жизнь, то надо делать это самостоятельно. Напомним, что «ориентировочный рефлекс» возникает в ответ на любое расхождение реальности с той информационной моделью, которая существует в нашем мозге (или в сознании).
К решению проблемы можно подойти двумя способами:
- а) вносить изменения в рутинные действия;
- б) вносить изменения в информационную модель (в сознании).
Проще всего реализовать первый способ: просто попробуйте выполнять привычные действия чуть иначе. Например, если вы едите правой рукой, попробуйте держать столовые приборы левой. Этот пример примитивный, но чтобы изменить более сложные рутины (например, манеру общения с супругой/супругом) понадобится более творческий подход.
Изменение информационной модели заключается в переосмыслении и в переоценке выполняемой рутины.
Можно каждое утро делать зарядку просто по привычке, а можно поставить перед собой цель («Мне надо быть в хорошей форме, потому что я хочу пробежать марафон») или задать смысл («Я должен быть здоровым, чтобы моя семья была в безопасности, т. к. я главный кормилец»).
И напоследок две маленькие хитрости
Во-первых, чтобы «дерутинизация» прошла успешно, лучше всего сочетать оба подхода: менять образ действий и менять смысл/цель.
А во-вторых, больше всего мы устаем (физически и психологически) от тех рутин, которые являются для нас слишком трудозатратными. Соответственно, нужно либо увеличить себя «квоту» на отдых и восстановление, либо подумать о том, как можно данную рутину упростить и облегчить.