Началось все с того, что одна из знакомых психологинь пожаловалась на то, что «молодняк достает своей наглостью». При ближайшем рассмотрении проблемы выяснилось, что под заявленной «наглостью» кроется нечто другое, что мы и попытались определить/обозначить в полуторачасовой беседа.
Итак, в категорию «молодняк» с позиции нас, почти сорокалетних, дружно попали всевозможные свежеиспеченные дипломированные психологи, от двадцати пяти и выше, профессиональное становление которых связано с нахрапистой активностью по немедленному зарабатыванию денег.
Характерными для их стилистики взаимоотношений являются несколько моментов.
Во-первых, использование хорошего отношения окружающих с максимальной для себя выгодой. Выражается это в стремление познакомиться с как можно большим количеством известных людей и использовать информацию об этих знакомствах для саморекламы по принципу: «Ах, тот-то? Да он с нами чай пил! Такой-то? Да мы с ним пиво-рыбку пили-ели!». Или объявить единожды пришедших в гости авторитетных граждан «друзьями семьи». При этом сами «друзья» в лучшем случае с трудом вспоминают фамилию знакомцев, силясь припомнить соответствующие им лица из бесконечного потока общений. Но, реклама уже состоялась, от факта не отвертишься, и активная молодежь вовсю использует информацию для набивания собственной цены в глазах потенциальных клиентов.
Во-вторых, наличие стремления и, часто, умения разово продать любой товар.
Так, одни недоученные «психотерапевты-третьекурсники» успешно втюхивали своим коллегам студентам компьютерные диски со скачанной из Интернета общедоступной информацией, успешно сдабривая сей продукт рекламными комментариями, относительно его «редкости» и «эксклюзивности». Но это еще полбеды!
Хуже, когда дело касается обучения, и успешные «менеджеры-продажники» мгновенно превращаются в «преподающих специалистов». Для этого, зачастую, достаточно однократного присутствия на обучающем семинаре «метров», а иногда и однодневного появления на подобном мероприятии. И вот уже любуешься рекламным объявлением «такой-то проводит тренинг, по такому-то направлению, или такой-то технологии». И знающим остается только разводить руками и поражаться наглости новоиспеченных «тренеров». Помниться лицо коллеги, которая с удивлением обнаружила, что недавно прочитанный ею семинар по конфликтологической технологии уже рекламируется для проведения недавними организаторами ее семинаров как собственный. Она долго со своим «старорежимным» понимание, не могла «врубиться» в то, как такое возможно «в принципе». Оказалось, что при отсутствии этих самых принципов, возможно все.
Могу сказать, что имеющаяся у автора информация из разных профессиональных источников подтверждает печальную закономерность — как правило, подобные «активисты» остаются безнаказанными. Да, они не делают больше одного набора в группу, но успешно держаться на плаву за счет разнообразия предложений.
Кстати, после подобных «проб», у специалистов «использованных» направлений возникают проблемы, как с собственным имиджем, так и с имиджем всего направления.
В-третьих, отсутствие страха производить какие-либо «предельные действия».
Причем, эта на первый взгляд, «глупая» тактика в итоге приносит основательные бонусы тому, кто ее применяет. К примеру, достаточно эффективно делать оскорбительные заявления в адрес коллег, адекватной реакцией на которые может быть только давно вышедшая из употребления «в связи с развитием толерантности» пощечина. При этом говорящий практически полностью гарантирован от каких-либо серьезных последствий, поскольку заранее известно, что контрмеры могут быть предприняты, только в другой, уже уголовной логике. Думается, что именно в этом «выталкивании в другую логику» и заключается беспроигрышная сила подобных манипуляций. То есть «удар» тебе наносят в такой форме и в такой логике, что вы мгновенно оказываетесь поставленными перед выбором: либо пропустить заявление «мимо ушей», либо ввязываться в серьезные «боевые действия». Это же правило успешно распространяется и на финансовые взаимоотношения. Так, к примеру, знакомый молодой человек, позволил себе не рассчитаться с коллегой за совместно организованный семинар, и забрал себе весь гонорар, прекрасно понимая, что сумма «долга» не дотягивает до того, чтобы представители обиженной стороны могли «употребить силу».
Схожая ситуация, кстати, возникает, если вас на улице прилюдно обокрали, а ущерб нанесли незначительный. Чувствуешь себя при этом «как обкаканный» и именно благодаря собственной беспомощности и невозможности что-либо активно предпринять в данной ситуации, что явилось бы реализацией вашего отношения к обидчику. Потому что, как только вы нанесете первый удар, вы автоматически, имеете шанс принять судьбоносное для себя решение. Черт его знает, чем эта драка, а уж тем более судебно-милицейское разбирательство для вас закончатся.
Опять же, понятно, что с упомянутым коллегой они уже вместе не работают, однако, череда пострадавших от такого рода активности ко-тренера увеличивается с каждым годом. Причем пресловутое «по роже» очень не скоро настигнет умельца — уж больно много в психологии профессионалов наученных «выдерживать» подобные фокусы.
В-четвертых, умение воспользоваться «формальной стороной дела», для сглаживания категорического несовпадение уровня профессионализма с уровнем притязаний таких субъектов. Ярким подтверждением тому — обилие всевозможных общественных организаций психологического толка с громкими названиями возглавляемых юными особами, уверенно протягивающих вам красивые визитки с обозначением их «президентского» статуса.
Вообще, создается впечатление, что с приходом в сферу психологических услуг рыночных взаимоотношений сюда притащились и все «болезни роста», которыми коммерческие структуры переболели еще в девяностые — слабая профессиональная подготовка, заменяемая беспричинным энтузиазмом, культ быстрого зарабатывания «бабла» и агрессивной глупости, отсутствие адекватной самооценки и понимания временных рамок становления профессионала, и масса других «несуразностей».
С одной стороны, понятно, что этот этап, по-видимому, неизбежен, и свидетельствует о насыщении, стараниями наших бесчисленных психологических факультетов, рынка психологических услуг специалистами, и, соответственно, появлением той самой конкуренции, которая «все должна расставить на свои места». А с другой стороны, никто не знает точно, какое количество людей пострадает в процессе этого «естественного отбора».
Кстати, в связи с нагрянувшим кризисом, нас, похоже, ждет новое пришествие благополучно сошедших со сцены лет пять назад бесчисленных «тренингов продаж», универсальных «рецептов успеха» и разнообразных форм «личностного коммерческого роста», а также новая волна всевозможных распространителей счастья.
Еще одна проблема — Что с этим делать? Устройство большинства профессиональных психологических сообществ не предполагает каких-либо серьезных репрессивных мер за проявление подобного «энтузиазма». Считается, что «жизнь все расставит по своим местам», однако, как показывает практика, далеко не всегда эта расстановка получается в пользу реальных профессионалов. Вмешиваются извращенные законы нашего развивающегося «рынка услуг». И «молодняк» массово начинает плодить себе подобных, на полном серьезе считающих, что для овладения психологической технологией достаточно посещения одного однодневного семинара, а для ее преподавания — и подавно. Можно, конечно, утешать себя тем, что они достойно вписываются в стройные ряды помахивающих купленными дипломами «молодых специалистов». И, возможно, не было бы так страшно, если бы не было так массово, так агрессивно и так беспечно. И если бы не подтачивало где-то глубоко внутри чувство, что это мы их такими сделали. И с нашего тихого согласия.
Жутко становится от такой перспективы.
И ведь действительно достали!
Текст опубликован в журнале «Практическая психология и социальная работа» № 5 за 2009 год