Я никак не могла приступить к статье про мотивацию. Потому что у меня… исчезла мотивация. Вот только что она была где-то здесь. Но как только текст поставили в план, он перешел в категорию «надо». И все. Две недели прокрастинации, забывания, откладывания. Пока сегодня строгие (зачеркнуто) любимые редакторы не напомнили мне о статье. Еще полчаса зависания в социальных сетях (мне же надо отдохнуть), пития чая, «соберись, тряпка!», двухнедельная поездка на отдых, еще неделя на «прийти в себя», и вот я с вами.
Мотивация: как бы мне бы захотеть, чтобы многое суметь
Если спросить, что такое мотивация, то можно услышать ответ: «это то, почему ты делаешь какое-то дело и доводишь его до конца». В общем, все верно. Психологический словарь определяет так: «мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность на достижение цели».
Итак, важные слова: побуждение, активность, направленность, достижение, цель.
Мотивацию я буду рассматривать как часть волевого процесса (подробнее в статье «Воля: детско-родительские войны»). Вот схема из этого текста, чтобы напомнить, где находится мотивация.
Такая разная мотивация
Важно учитывать, что мотивация бывает…
- Внешняя и внутренняя. Первая – это стимулирование извне («поступишь в вуз – куплю машину»), вторая – изнутри («мне надо, и я сделаю»). Внешнюю лучше использовать кратковременно и по некрупным поводам.
- Положительная и отрицательная. В первом случае человека ведет предвкушение победы (а значит, один из «гормонов радости» дофамин), а во втором – желание избежать неудачи, наказания (а значит, «гормон стресса» кортизол).
- Устойчивая и неустойчивая. Первая обладает критерием стойкости: например, изо дня в день сохранять мотивацию быть владельцем собаки, выгуливая ее в любую погоду. Вторая – либо быстро разрушается, либо волнообразна: то есть, то нет.
- Связанная с активацией или торможением. В первом случае – нужно что-то начать или продолжить делать. Во втором – остановиться, перестать.
Конечно, самая лучшая – это внутренняя положительная устойчивая мотивация. Пример – ученик, который долго сохраняет такую формулировку: «Если я буду делать уроки, я смогу поступить в хороший вуз и быть успешным человеком».
Такую мотивацию можно обнаружить там, где…
…Есть собственная потребность. В данном случае она социальная – потребность в успехе.
…Есть собственная цель. Здесь она выражена в понятном критерии – поступление в хороший вуз.
Именно о такой мотивации ребенка мечтают все родители. Когда дитя приводят к психологу, родителям хочется, чтобы специалист сформировал именно такую конструкцию.
Нам кажется, что это так просто, так очевидно: будешь учиться – станешь успешным. Но почему-то далеко не у всех детей это закрепляется в голове. «Почему-то»: нет своей потребности (ни познавательной, ни социальной), поэтому не ставится цель. И учеба перестает быть инструментом достижения цели. Вот и мотивация не формируется.
Самая худшая мотивация – внешняя отрицательная устойчивая. Основными средствами родительского «мотивирования» являются угрозы, шантаж, запреты, воздействие через страх, давление. Это убивает последние ростки желания хоть что-то делать.
5 часто задаваемых вопросов
1. Почему у него нет мотивации?
У него есть мотивация. Точно есть. Посмотрите, с каким упорством он игнорирует ваше «пора спать», когда ему хочется доиграть или досмотреть мультик. Сколько усилий вкладывает ваша дочь, чтобы уговорить вас на новые туфли. Как, не желая отвлекаться, ваш сын ищет информацию о биографии футболиста. И это все то, что считается «несерьезным». Но могут быть и другие процессы! Дети самостоятельно изучают по «Википедии» теорию моды, электротехнику и основы психофизиологии. Читают книги. Конструируют многое: от одежды для кукол до летательных аппаратов. Учат языки.
Если процесс начинается со своей личной цели (со своего «хочу» или собственного «надо»), то проблем с мотивацией возникает меньше. Может начать и не доделать – вот самая главная. Но часто ведь и доделывает, особенно если мы не мешаем со своим «что ты тут ерундой занимаешься, лучше бы…».
Невозможность формировать мотивацию – процесс патологический, редкий. А вот сложности с тем, чтобы найти свою мотивацию под чужое «хочу» или «надо», – это на каждом шагу.
Здоров он, успокойтесь.
2. Можно ли развить мотивацию?
Тут речь, скорее всего, идет о тех целях, которые исходят из внешнего «надо» или чужого «хочу». «Но это же ему надо – учиться хорошо, чтобы потом поступить и работать!» – говорят в отчаянии родители. В отчаянии – потому что эту мысль они не раз твердили чаду, а оно все никак. Не желает принимать «во внутренний план». И не то, чтобы он совсем не понимал. Если ребенка спросить, он бодро скажет, что именно для этого и нужно учиться. Но пока это понимание снаружи, а не внутри.
Развить мотивацию можно. Вспомните, как вы с этим справляетесь, когда речь идет о вас. Даже в не своем процессе вы ищете что-то полезное для себя. Например, «быстрее сделаю – быстрее буду свободен», напоминаете, что сделать это необходимо по той или иной причине (дали обещание, получите оплату, ответная услуга…), обещаете себе небольшой подарок по завершении.
Все это способы себя мотивировать. Взрослые умеют это несколько лучше. У детей зоны мозга, отвечающие за планирование, контроль, удержание цели и собственно мотивацию только развиваются. Поэтому помощь родителей в этом деле очень важна.
3. Как развить мотивацию?
Первый и главный помощник родителей… нет, не лишение планшета. И не покупка игрушки. Самый главный – это Его Величество Личный пример. Предположим лучший вариант: вы очень любите свою работу. Но в любом сложно организованном процессе есть то, что делать надо, но не хочется. Как вы подходите к выполнению таких обязанностей? Откладываете на последний момент? Делаете наспех? Делаете качественно, но стонете? Сетуете на руководство, которое замучило своими нововведениями?
А если речь идет о бытовых делах? О тех, что «надо», но совсем не хочется. Какое отношение к ним наблюдают дети? Возможно, вы планируете, стараетесь спокойно выполнять обязанности, оставляя время на досуг, не ноете по этому поводу? Если так, то ребенку будет проще разобраться со своей сферой «надо». Если же тут вариант «не будь как мама», то – спешу вас разочаровать – это не работает. Этой кнопки вообще нет, и не нужно пытаться на нее давить.
И второй основной вариант – идти через Интерес. Найти свою мотивацию к «чужой» цели можно, если в результате найти что-то выгодное (в широком смысле) для себя. Нравится окружающий мир, но не нравятся русский и математика? А что есть в окружающем мире от русского и от математики? Хочется быть создателем компьютерных игр, потому что, кроме них, мало что интересует? Для этого нужны знания из самых разных областей.
4. Почему мотивация никак не развивается, хотя я делаю для этого все?
Вы точно все делаете? Вы провели профилактические работы в плане личного примера? Убедились, что он про то, что нужно, а не наоборот? Иногда взрослые спешат: «Я уже целую неделю убираю свою одежду в шкаф (личный пример), а он все еще никак!»
Личный пример – это не экстренное средство. Он должен прорасти, стать естественным. Возможно, увидеть его действие можно будет через несколько лет. Но это средство самое прочное из всех.
Иногда причиной демотивирования или неустойчивой мотивации становится путаница. То взрослый использует псевдовнутреннюю мотивацию («это же тебе нужно»), иногда – внешнюю («не будет троек – поедем на аттракционы»). То пугает («будешь двоечником»), то поддерживает. Конечно, такая чехарда оправдана на этапе, когда вы пытаетесь нащупать возможную мотивацию. Но в целом она не слишком полезна.
Еще один из демотивирующих моментов – это использование внешней мотивации (особенно отрицательной, построенной на лишении важного) вместо внутренней положительной. Она там есть, можно найти, если хорошо поискать.
Ну и самый интересный сюжет – это когда такое поведение ребенка на самом деле выгодно семейной системе. Например, если он сам будет делать уроки, бабушка будет чувствовать себя чуть менее нужной, а это неприятно.
5. Может ли психолог помочь развить мотивацию?
В принципе, может. Я подхожу к этому так: узнаю об интересах ребенка, выслушиваю, что он говорит о трудностях и нежеланиях. Говорим о том, чего ему хочется, о чем мечтает и к чему стремится. Потом стараемся вместе найти компоненты того, что в «надо» есть от «хочется». Или как «надо» может помочь наступить тому, чего «хочется».
В принципе, сделать это родитель может совершенно бесплатно на кухне вечером. С детьми по душам сейчас очень мало говорят. Редко узнают, что же они на самом деле думают. Стараются думать за них. Они не хотят, сопротивляются, что является процессом здоровым.
И уж точно нельзя ожидать, что вы сможете завести ребенка в кабинет и сказать: «Вот вам человек. Верните его мне с мотивацией, я же деньги плачу, а вы же психолог. А меня не трогайте, я ничего менять не собираюсь». В этих случаях, когда родитель ждет, что ребенку сделают апгрейд и вернут удобного и причесанного, наступает разочарование. Так не бывает. Почему? Потому что личный пример. Потому что сопротивление переменам. Потому что родительство – это еще и про гибкость и собственные изменения.
Итак…
Возможность мотивационного процесса – неотъемлемая часть работы здоровой психики. Ваш ребенок умеет себя мотивировать и удерживать мотивацию, преодолевая препятствия. Только обычно он это делает в областях, где главенствует его «хочу» и его собственное «надо».
Взрослый может помочь ребенку в поиске мотивации в тех зонах, которые важны для ребенка, но важность он пока понять не может (здоровье, социальные навыки, обучение). Для этого важнейшим способом является личный пример. Не обязательно быть идеальными и во всем подавать правильный пример. Но тогда не требуйте и от ребенка.