У меня в кабинете сидит растерянный мужчина 35 лет. Он начинает свой рассказ так:
– Мне кажется, что у меня проблема… Я игроман. Точнее, «подсел на ставки», спускаю в букмекерской конторе все свои деньги.
– Можно уточнить, что означает «все свои деньги»? Как часто вы играете? Какие ставки делаете? Сколько можете проиграть в день, в неделю, в месяц?
Мужчина называет сумму и уточняет, что в течение недели может запросто спустить всю свою зарплату за месяц. После этого начинается судорожный поиск денег: взять микрокредит, занять у коллег, у друзей…
– Сумма моих долгов настолько велика, что добром это не кончится. Я даже спать плохо стал, настолько сильное беспокойство одолевает. Вот и решил: пора «завязывать»!
– Размер долга, беспокойство и плохой сон – это единственные причины вашего решения?
– Нет, не только. Больше всего я боюсь, что о моих ставках узнает жена. Я ее очень люблю, но приходится ей постоянно врать. Если она узнает правду, может меня бросить. А я хочу сохранить отношения.
– Да, это серьезный довод. Но наверняка есть какие-то причины, которые приводят к тому, что вы делаете ставки? Ведь зачем-то вам это нужно?
– Я уже думал об этом. Мне кажется, что в жизни мне не хватает драйва, азарта, сильных эмоций. Работа у меня скучная, устаю сильно. Уже не помню, когда какие-то яркие события были. А когда играю, отвлекаюсь, забываю об усталости. Ну и надеюсь, что выиграю – тогда все долги отдам, жене какой-нибудь хороший подарок куплю.
– Получается, что главная причина – недостаток сильных положительных эмоций, ярких событий?
– Да.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
– Может ли получиться так, что, избавившись от игры на тотализаторе, вы лишите себя положительных переживаний?
– Наверняка!
– И все равно готовы прекратить играть?!
– Думаю, да.
– Хорошо, мне нравится ваша решимость. С чего планируете начать? Какими могут быть ваши первые шаги?
– Может быть, мне попробовать найти что-нибудь, что будет отвлекать меня от игры? Ну, какие-нибудь другие способы переживания азарта?
– Прекрасная идея! Что именно вы хотите попробовать, какие это могут быть «другие способы»?
Это фрагмент диалога (максимально приближенный к реальному), который состоялся в формате «мотивационного интервью».
Мотивационное интервью – психотерапевтическая технология, разработанная в начале 1990-х специально для работы с «трудными клиентами» (алкоголиками, наркоманами, бездомными, малолетними правонарушителями и т. п.).
Несмотря на многообразие психотерапевтических школ и методик, вплоть до 1990-х среди психологов-практиков господствовало представление о том, что с теми, кто совершил нечто «неправильное», надо работать строго и жестко. Считалось, что жертвам дурных привычек может помочь только директивный подход, внешняя мотивация («кнут и пряник») и контроль.
В рамках директивного подхода психолог выступал в роли эксперта, который разъяснял клиенту, чем опасна его зависимость и почему от нее необходимо избавиться. Внешняя мотивация создавалась с помощью запугивания; после чего нужно было строго следовать рекомендациям специалиста.
Подразумевалось, что зависимый человек абсолютно беспомощен и самостоятельно не способен справиться со своим недугом. Поэтому он в обязательном порядке нуждается в «мудром, но твердом» внешнем руководстве.
Что интересно, в середине тех же 1990-х стали появляться первые научные работы, оценивающие эффективность различных психотерапевтических методик. Одной из классических работ по теме стала книга американских психологов Джеймса Прохазки и Джона Норкросса «Психология позитивных изменений». Для нас особенно важны две идеи из этой книги:
- человека невозможно насильно изменить извне, а все психотерапевтические методики лишь помогают тем изменениям, на которые человек решается сам;
- существует так называемый «цикл изменений», на разных этапах которого человеку нужна соответствующая психологическая помощь и поддержка.
«Цикл изменений» состоит из шести стадий:
- Сопротивление изменениям. («У меня все в порядке и все под контролем! Зачем мне вообще меняться?!» Наличие проблемы отрицается; проблема преуменьшается.)
- Размышления. (Признается наличие проблемы, например: «Я трачу слишком много денег на ставки, надо с этим что-то делать!»)
- Подготовка. (У человека возникают конкретные идеи о том, как можно решить проблему. Он планирует дальнейшие шаги по осуществлению изменений.)
- Действие. (На этом этапе совершаются запланированные на третьем этапе действия. Независимо от удачного или неудачного результата, анализируются последствия, корректируются планы и т. п.)
- Сохранение изменений. (Даже если проблема в целом решена, то остаются риски срывов, «откатов». Возможно, найдены не лучшие альтернативы вредной привычке или самоконтроль требует слишком больших затрат сил. На этом этапе необходимо «оптимизировать» изменения, сделать их удобными.)
- Завершение. (На этом этапе изменение полностью завершено. Существовавшая проблема утратила свою побудительную силу и перестала быть чем-то навязчивым, неподконтрольным разуму и воле самого человека.)
Как правило, к психологу обращаются люди, находящиеся на второй стадии «цикла изменений», то есть те, кто признал наличие проблемы и задумался о том, как ее можно решить. Задача психолога – помочь клиенту пройти все этапы «цикла изменений». Важно, чтобы эти этапы человек прошел сам.
Чем больше самостоятельности будет у клиента, тем выше будет уверенность в собственных силах (чувство самоэффективности) и тем надежнее будет решена проблема. Мотивационное интервью и является тем самым психотерапевтическим инструментом, позволяющим поддерживать и сопровождать позитивные изменения, но в то же самое время оставлять клиенту психолога максимальную самостоятельность.
Чтобы понять, как это работает, внимательно прочитаем и проанализируем приведенный в начале заметки диалог.
Как строится беседа?
- Психолог не пытается «копать глубоко», интерпретировать слова и действия клиента, ставить ему диагноз. Он принимает ту формулировку проблемы, которую предложил клиент, которая понятна и удобна ему самому.
- Психолог задает уточняющие вопросы, которые помогают понять масштаб проблемы. Это совместное исследование проблемы, которое необходимо проводить нейтрально, спокойно, без осуждения и прочих эмоциональных и этических оценок.
- Психолог уточняет решение клиента о позитивных изменениях (оно не всегда сформулировано четко). Здесь очень важно узнать о причинах и мотивах этого решения. Технология потому и называется «мотивационное интервью», что весь процесс изменений опирается на внутреннюю мотивацию человека решить проблему, стать лучше, сделать свою жизнь более благополучной и счастливой.
Чем более сильными и очевидными (для самого человека) являются мотивы «стать лучше», там больше шансов, что он пройдет «цикл изменений» до победного конца. - Мотивационная сфера человека является противоречивой. Даже самые вредные привычки по-своему являются целесообразными и поддерживаются определенными внутренними мотивами. Поэтому крайне важно выявить эти контрмотивы (их еще называют «сопротивления»), которые будут противодействовать позитивным изменения, и обдумать, как их можно нейтрализовать.
- Психолог помогает клиенту провести «мозговой штурм», чтобы придумать как можно больше идей, каким образом можно начать осуществлять позитивные изменения. При этом задача психолога заключается не в том, чтобы выступать в роли эксперта и подсказывать «правильные» решения, а в том, чтобы помочь клиенту как можно лучше спроектировать и запланировать его собственные решения.
Любые идеи клиента о том, как он может избавиться от проблемы, принимаются. Но при этом психолог задает уточняющие вопросы: «Каким будет ваш первый шаг?», «Когда вы планируете его сделать?», «Какие ресурсы могут для этого понадобиться?» - Далее психолог обсуждает с клиентом результаты его реальных действий, направленных на решение проблемы. Здесь задача психолога заключается в том, чтобы оказывать эмоциональную поддержку и обеспечивать качественную обратную связь. Необходимо помогать клиенту спокойно и объективно анализировать неудачи и сопротивления, извлекать из них уроки и с их учетом планировать дальнейшие шаги по решению проблемы.
Подобные диалоги соответствуют четвертому и пятому этапам «цикла изменений» («Действие» и «Сохранение изменений»). Они могут повторяться ровно столько раз, сколько необходимо для осуществления всех запланированных действий и для закрепления позитивных изменений.
По опыту работы могу сказать, что практически все клиенты очень быстро усваивают сам стиль «мотивационного интервью», усваивают главные вопросы: «Зачем, для чего мне это нужно?», «Как я могу это осуществить?», «Когда я планирую ближайшие шаги?», «Каковы результаты моих действий?», «Какие уроки я могу из них извлечь?», «Какое следующее действие я планирую?» и т. д. По сути, это такая модель самоулучшения/саморазвития, которая быстро усваивается и которую можно потом применять самостоятельно.
Три важные особенности «мотивационного интервью»
- Изначально этот метод разрабатывался для работы с «трудными клиентами», страдающими патологическими зависимостями. Но сегодня «мотивационное интервью» успешно применяется для решения практически любых психологических проблем. Например, для решения трудностей и конфликтов, возникающих в близких/семейных отношениях.
- «Мотивационное интервью» будет успешным ровно настолько, насколько психолог сможет выйти из роли «знатока-эксперта» и начать общаться с клиентом на равных, в роли доброго друга.
- «Мотивационное интервью», как и любая психотерапевтическая методика, имеет свои ограничения. Всегда есть люди, которые не доверяют сами себе, имеют очень низкую самоэффективность и автоматически обесценивают любые свои идеи/действия по решению проблемы.
Попытки психолога общаться с ними на равных они воспринимают как его слабость и некомпетентность. Они нуждаются в «мудром, но твердом» внешнем руководстве, испытывая страх перед любыми проявлениями самостоятельности. Возможно, таким людям лучше помогут другие, более директивные методы психотерапии.
P. S. Термин «мотивационное интервью» используется не только в психологии, но и в управлении персоналом. Там этот метод применяется для выявления трудовой мотивации, удовлетворенности работой, уточнения перспектив профессионального развития сотрудника, составления его мотивационного профиля и др.
Процедура проведения может быть немного похожа на психологическое «мотивационное интервью», но задачи разные: в управлении персоналом это диагностика, а в психологии – осуществление позитивного изменения.