«Только глупые женщины слепо следуют моде, умные — заключают с ней пакт о ненападении», — признался недавно один из столпов индустрии. Этот подход можно было бы считать ключевым в разрешении дилеммы «диктат подиума — собственный стиль», если бы знать наверняка, каких от нас потребуют контрибуций.
Мода — самая сумасшедшая, самая переменчивая вещь на свете. Это раньше было ясно, что в клетчатой рубашке и рваных джинсах надо ходить по грибы, а в платье и лодочках — на концерт. Теперь же, возьмись вы придерживаться этого правила, безнадежно отстанете от жизни. Или вот совсем недавно одеваться исключительно в вещи звучных брендов считалось аристократичным. Сегодня же это все равно что установить золотой клозет — пафосно и глупо. Или взять, например, альфу и омегу стиля от наших мам — сумочку, которая должна быть в тон туфель. Так вот, теперь такое соответствие — дурной тон. В общем, за модой не угнаться. А кстати, надо ли?
«Когда мы говорим, что кто-то не следит за модой, вряд мы хотим подчеркнуть, что этот человек достиг вершин духовности или независимости, — считает доктор социологических наук, профессор ГУ-ВШЭ, автор книги «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» Александр Гофман. — Скорее речь идет о некоторой неуспешности, неуживчивости, словом, какой-то странности. Можно сколько угодно рассуждать, что улыбка на лице важнее, чем одежда, но это лишь уводит от сути дела. Во-первых, это противопоставление надумано, одно другому не мешает. Во-вторых, стоит учесть тот факт, что в наши дни мода — это еще и целая социокультурная система, которая располагает неимоверным количеством знаков и символов, при помощи которых окружающие «считывают» определенные сведения о нас. Именно поэтому наши костюм, прическа и внешний вид всегда были и остаются предметом обсуждения, трактовки, толкования».
Отсюда вытекает первое условие пакта о ненападении: моде можно не доверять, но ее нельзя игнорировать. Ведь тот, кто не играет по существующим правилам, должен как минимум предложить свои.
Другое опасное последствие равнодушия к моде — в том, что, придерживаясь консервативных позиций, мы лишаем себя новых впечатлений. Ведь мода — это еще и великая мистификация, способ побыть другим, оставаясь собой. «Перемена в одежде дает иллюзию изменения личности, домохозяйка в фартуке чувствует себя как служанка, в вечернем платье она уже настоящая леди», — отмечал социолог Пол Нистром. По мнению этого исследователя, автора мотивационной теории моды, желание соответствовать подиумным веяниям проистекает из потребности в новизне, которая сама по себе свидетельствует о психическом благополучии и социальной активности. И здесь напрашивается второе условие нашего пакта: мода — всего лишь иллюзия. Ее можно искреннее любить, но не стоит переоценивать. По версии Зигмунда Фрейда, желание соответствовать моде происходит из «стремления к красоте, свободе и чувству собственной значимости. Она дает иллюзию преодоления комплексов неполноценности, возникающих вследствие неудовлетворенности собой и своим социальным статусом, но часто чрезмерная приверженность к престижным вещам компенсирует отсутствие личного престижа».
«Мода — это ощущение жизни. Динамизм есть идеология и смысл ее существования», — любила повторять Коко Шанель. Отсюда третье условие пакта о ненападении: любой, даже самый громкий тренд — это идея, зарисовка, призыв к творчеству, но никак не готовая к употреблению форма. Любое понастоящему современное произведение искусства предполагает соавторство. И в нашем случае этот момент важен как никогда.
1. Учитесь «считывать» тренды
Подиумные образы чаще всего несовместимы с нормальной человеческой жизнью. Вы видите босоногую модель в чем-то неимоверно длинном и прозрачном, да еще и без видимых признаков макияжа. Это означает, что в моде естественность, женственность, лаконичные силуэты, неброская сексуальность. Отметив эти нюансы, вы безошибочно определите тенденцию и, таким образом, сможете обновить свой гардероб.
2. «Говорите» о себе
Как правило, каждый сезон предлагает множество самых разнообразных тенденций: от «бельевого стиля» и образа «бебидолл» до милитари и панк. Выбирайте и адаптируйте только тот, что отвечает вашему настрою. Не стоит ориентироваться на соседей, пассажиров в метро и коллег по работе. Если все приобрели сиреневые джемперы и фиолетовые колготки — значит, что оно, может быть, и модно. Но вот надо ли это вам?
3. Микшируйте вещи
Одеваться только у одной портнихи или ходить в вещах одного бренда — вчерашний день. Все равно что обставлять весь дом в духе «икейского» минимализма. И дело не в том, что эклектика теперь больше популярна, просто она дает несравненно больший простор для творчества. Именно поэтому обладательницы платиновых кредиток теперь считают своим долгом забежать в магазины s treet-fashion-марок вроде Top Shop и H&M. Если вы преимущественно там и одевались, поступите наоборот. Помните, что в гардеробе настоящей женщины обязательно должна быть хотя бы одна (но лучше несколько) действительно роскошная вещь. Причем обращаться с ней следует немного небрежно, как будто у вас этого добра навалом.
4. Акцент на детали
Старомодная обувь способна испортить впечатление от самого роскошного наряда. Тогда как актуальная пара вытянет любой «личный винтаж». То же самое касается и сумки.