Сопоставление в одном смысловом ряду мистики и психологии перестало удивлять и самих мистиков «в чистом виде», и профессиональных психологов — тем более что эти две дисциплины традиционно идут рука об руку с незапамятных времен. Достаточно почитать психиатра Карла Юнга, который в психологии видел продолжение алхимии, а в алхимии — образно и метафорически закодированную психологию.
Леопольд Сонди, Станислав Гроф, Арнольд Минделл, Тимоти Лири задали психологии этический импульс — стремление увидеть в человеческом бытии сакральное, трансцендентное измерение. А здесь уже явно звучит мистическая нота. Напомню: во сне мы проводим одну треть жизни. И эта треть, часть довольно весомая, от нас сокрыта, а значит, по определению — мистична.
Можно ли рационально объяснить, почему с нами происходит то или иное событие? Возможно ли изменить свою генетику, свой характер? Возможно ли «сотворить» любой талант у себя по своему пожеланию? Эти вопросы касаются большей части того, что называется судьбой. Если у человека нет оперного голоса, ему не сделаться оперным певцом, как бы он ни хотел сего. Вместе с тем, это утверждение не следует воспринимать фаталистически, ибо возможность выбора также задана в поле человеческого бытия.
Таким образом, мы выяснили (идя по следу мудрецов), что процентов на девяносто наше существование пронизано силами таинственными, не поддающимися рациональной интерпретации, и потусторонними. А ведь это и сны (и не только вещие), и любовь, и талант, и судьба… То есть практически вся жизнь.