На экраны выходит новая, шестая часть эпопеи об отряде «Миссия невыполнима» с Томом Крузом в главной роли. Эпопеи, которая продолжается уже 22 года и имеет огромный успех у зрителей.
В огне не горит, в воде не тонет
Киноискусство – отображение времени. На экране сменились роковые красавицы, одинокие ковбои, советские ударники труда… И в современном кинематографе прочно воцарился культ героя, причем даже не просто «героя», а «мегагероя» – сверхчеловека, обладающего необычными способностями.
Мегагерой в огне не горит, в воде не тонет, в одиночку побеждает полчища негодяев, с ним не может произойти ничего плохого, и в конце фильма зрителей неминуемо ждет хеппи-энд. А значит, такой запрос у нашего времени, зрителям нужен сверхчеловек и герой – такой, как, к примеру, Итон Хант, персонаж Тома Круза. Почему?
Герои появляются в трудные времена
Если все хорошо, светит солнышко, можно безмятежно качаться в гамаке на берегу моря, герой без надобности. Он нужен тогда, когда появляется опасность: надвигается цунами, пираты высаживаются на берег, крокодил-мутант охотится на мирных пляжников.
Герой выполняет защитную функцию, и потребность в герое говорит о высоком уровне тревожности, небезопасности.
Герой соотносится с архетипом Воина – это воин-защитник, всегда готовый прийти на помощь. Он дает большее чувство защищенности, чем воин: воин может оказаться неудачником, трусом, проиграть сражение. Воин не дает никаких гарантий, с ним не так безопасно. А вот «герой» обязан совершить подвиг и оказаться победителем, с ним спокойнее и надежнее.
Если зрителю нужен не Воин, а Герой, значит его бессознательный уровень базовой безопасности в мире низок, а вот уровень тревоги – высок.
Современная жизнь содержит парадокс. С одной стороны, человек защищен гораздо лучше, чем раньше: юридическими законами, развитием медицины, комфортом цивилизации. Наши предки и мечтать не могли о временах, когда за углом тебя не поджидает саблезубый тигр, инквизиция упразднена, врач лечит лекарствами, а не плясками с бубном и в городе не свирепствует бубонная чума.
С другой стороны, субъективный уровень ощущения небезопасности крайне высок. Это связано с рядом причин.
Почему мы не чувствуем себя в безопасности?
- 1. Древний человек считал себя и свое племя центром мира. Это инфантильный эгоцентризм: мир вращается вокруг меня и обеспечивает мои потребности. А современный цивилизованный человек осознает всю свою ничтожность и уязвимость в масштабах Вселенной.
- 2. В традиционном обществе сильны не просто семейные, а родовые связи. Каждый член семьи является важной частью целой системы, и он ею защищен. У всех примитивных народов есть культ предков в той или иной форме. Это ощущение принадлежности и защиты дает безопасность, даже если по факту она довольно иллюзорна.
- 3. А в современном мире происходит распад родовых и семейных систем. Связь с предками и их значение теряются, даже институт брака переживает кризис: все больше разводов и одиночек. И тогда человек оказывается один на один с этим большим и страшным миром. Он уже сам за себя, род и семья за него не вступятся.
- 4. Конфликты и войны были всегда, вот только масштаб меняется. Нельзя сравнить войну, ведущуюся каменными топорами и ядерным оружием. Современный человек понимает всю опасность и фатальность конфликта между ядерными державами. Страх атомной войны – один из страхов нашего времени. И он глобален. Мелкомасштабные войны оставляют шанс для побега в зону безопасности. В случае ядерной войны на всей планете такого места уже не будет.
- 5. Раньше войны оставляли надежду на выживание потомства. Солдат, идущий на войну, понимал, что защищает детей, неважно, своих или чужих, – он сохраняет следующее поколение. В случае крупномасштабного военного конфликта нашего времени под угрозой окажется все человечество. Можно об этом не думать, но знание об этом есть, и оно на нас влияет.
- 6. Раньше новости узнавали на рынке или от соседей, и это были более разнообразные новости: и позитив, и негатив. Кто-то родился, кто-то умер. Современный источник новостей – СМИ, они заинтересованы в привлечении и удержании аудитории, для этого нужны сильные эмоциональные впечатления, и легче всего их добиваться через негатив. Поэтому в СМИ преобладают новости негативные. Что только усугубляет тревожность и небезопасность.
- 7. У традиционного человека преобладало пралогическое мышление, иначе – магическое. Следование суевериям и ритуалам давало незыблемую веру в предсказуемость завтрашнего дня: кроличья лапка спасет от любых бед! Современник понимает, что абсолютной защищенности и предсказуемости нет и быть не может. На реальность воздействует великое множество факторов, причем одновременно. Реалистичное оценивание реальности избавляет от ряда иллюзий. И это отнюдь не всегда приятно.
Так что у современного человека есть множество причин для тревожности и небезопасности.
Что делать?
Путь первый – искать помощь извне, рассчитывать на некоего героя. Но это механизм детский, связанный с идеализацией и бессознательной потребностью в защищающей родительской фигуре. Должен прийти некий идеальный защитник и спасти от всех бед.
Это детские ожидания. И именно они проявляются в современном кинематографическом культе мегагероя.
Взрослый человек понимает, что идеального защитника нет и вообще – никто не обязан тебя спасать. В первую очередь ты должен сам заботиться о себе. Путь зрелой личности – развитие саморегуляции, навыков заботы о себе и самозащиты. Да, жизнь непредсказуема, это порождает тревогу.
Мы не всегда можем влиять на внешние обстоятельства, но можем влиять на свое состояние, свою тревожность. И разумеется, брать на себя ответственность за свое состояние.