Пена дней / L'ecume des jours (2013)
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Одри Тоту, Жан-Пьер Даруссен, Жамель Деббуз, Ромен Дюрис, Гад Эльмалех
Награды: Премия «Сезар» (2013) в номинации «лучший художник»
Молодой богач Колен беззаботно живет в окружении бегающих по квартире дверных звонков, самозавязывающихся шнурков и прочих чудесных вещей. Однажды он знакомится с прекрасной девушкой Хлоей. Счастливые влюбленные живут в волшебном городе, где можно полетать на облаках или украсить платье солнечными бликами. Но их безмятежный и романтический мир начинает рушиться, когда у Хлои в легком поселяется смертоносный цветок нимфея. Растение высасывает из девушки жизнь, а Колен тратит все свои деньги на свежие цветы, чтобы вылечить любимую.
Абсурд, гротеск, фантасмагория
Это уже третья экранизация культового романа Бориса Виана «Пена дней». В обеих предыдущих версиях на экран была перенесена только канва – история любви, за кадром оставался волшебный, сюрреалистичный мир. Чтобы воплотить на экране фантазии писателя, нужен был именно такой преданный поклонник Виана, как Мишель Гондри.
В первой части фильма зрителю предстоит увлекательное погружение в мир-мечту с его праздностью, гурманством и комфортом. Это мир-сказка, готовый осуществить заветные желания, мир-ребенок, не желающий взрослеть. Вам захочется остановить и подробно рассмотреть чуть ли не каждый кадр картины, но калейдоскоп вращается слишком быстро. По парижским улицам носятся прозрачные машины и бегают десятиногие танки. Здесь одновременно сияет солнце и бушует гроза, пианино готовит коктейли из музыки и напитков, а повар прямо из телевизора подает продукты. Неудивительно, если у вас поначалу возникнет желание попасть в этот волшебный мир фантазии и очутиться на месте героев. Но вторая часть картины такого стремления не вызывает. Переломным моментом становится болезнь героини. И это не случайно – ведь именно любовь делает человека крайне уязвимым для сил зла. Смерть может подкрасться в самом нежном и красивом образе – как снежинка, прилетевшая из разбитого окна и проросшая цветком у Хлои в легком.
Меняются только вещи
Колен произносит ключевую фразу: «Меняются вещи, а не люди». Действительно: когда в беззаботную жизнь влюбленных вторгается смертельная болезнь, это отражается в первую очередь не на героях, а на окружающей действительности.
Мы часто образно описываем свое настроение: «мне грустно, краски поблекли», «тяжело, словно потолок опустился», «как будто стены давят», «все у меня рушится» и т. п. Все подобные метафоры находят свое буквальное воплощение в картине: сначала окна мутнеют, потом покрываются плесенью, яркие краски тускнеют, все в доме ломается. Стены съезжаются, потолок опускается, и в результате дом «схлопывается». Это момент крушения всех надежд, момент гибели любви.
Нельзя обвинять Гондри в некоторой психологической схематичности героев. Персонажи книги тоже отступали на второй план перед яркими метафорами и парадоксальными образами. Сам сюжет представляет собой банальную историю о юной деве, умирающей от туберкулеза на руках у возлюбленного. Писатель передавал человеческие переживания через декоративность окружающего мира. Режиссер тоже периодически «забывает» главную историю, увлекается, как ребенок, попавший в магазин игрушек.
Расколотый мир
Смертоносный цветок в легком героини – метафора судьбы. Любая идиллия может быть разрушена. Личному счастью всегда противостоит общество – «мир взрослых» со своими ложными ценностями. В «Пене дней» сталкиваются мечта и действительность. Механический труд, власть денег и религии, гнет армии и полиции – все эти атрибуты внешнего мира уничтожают внутренний мир индивида, не оставляя шанса на счастье.
Герои пытаются отгородиться от реальности, но, однажды спустившись на землю, попадают в жизненный водоворот, в «пену дней» – и погибают.
Стилистика контрастов, смешение фантастики и реальности, комизма и трагизма, психологической примитивности персонажей и искренности их переживаний – вот в чем секрет неповторимого впечатления, которое производит этот фильм.