В шаге от пропасти
Вместе с увеличением вычислительной мощности смартфонов произошел взрывной рост игровой индустрии. Сверхреалистичные симуляторы, красочные миры фэнтези, сетевые многопользовательские игры – все это теперь можно носить в кармане.
Многие игры спроектированы так, что не дают отвлечься надолго. Нужно постоянно поднимать уровень и увеличивать скилы (игровые навыки) своего персонажа. Какая уж тут сосредоточенность на уроках, если нужно каждый час проверять, не появились ли новые монетки!
В нашем мире существуют три вида смерти: остановка сердца, смерть мозга и уход в Сеть.
Ученые и врачи пока не могут прийти к единому мнению, стоит ли считать игроманию заболеванием. По крайней мере, в актуальном на сегодня перечне МКБ-10 (Международный классификатор болезней) такого диагноза нет.
Однако специалисты по аддикциям выделяют игроманию как одну из форм зависимости и относят ее к поведенческим, а не химическим. Впрочем, недавно выяснилось, что и химические вещества, и переедание, и навязчивые привычки, такие как игры, порно и даже трудоголизм, воздействуют на одни и те же зоны головного мозга, вмешиваясь в процесс выработки или прохождения дофамина.
Этот нейромедиатор служит важной частью «системы вознаграждения», вызывая ощущение удовлетворения, и тем самым влияет на процессы мотивации и обучения. В игровой зависимости присутствуют неотъемлемые составляющие всех аддикций, как химических, так и поведенческих: стремление убежать от реальности и сильные эмоции. Так что включение кибераддикции в Международный классификатор, скорее всего, дело времени.
Чем привлекательны игры?
Если взглянуть на компьютерные игры через призму потребностей – основного источника человеческой мотивации – их привлекательность становится очень понятной.
Ставшая уже классической пирамида Абрахама Маслоу содержит пять уровней. Перечислим их по мере снижения необходимости:
- 1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и др.
- 2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
- 3. Социальные: связи с группой, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
- 4. Престиж: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки.
- 5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
В полный рост эти потребности впервые встают именно перед подростком. Немудрено испугаться! Игра же позволяет удовлетворить их все, кроме первой категории – физиологических потребностей, удовлетворению которых она, наоборот, препятствует (с этим связаны случаи смерти игроманов от физиологического и нервного истощения прямо у компьютера).
Потребность в безопасности игра вполне удовлетворяет, ведь, в отличие от реального мира, она предсказуема, имеет четкий и конечный набор правил.
Игра обеспечивает и третий уровень – социальные потребности, давая комфортное общение с близкими по духу участниками и совместную деятельность. Потребность в престиже тоже вполне реализуема – опытный игрок пользуется огромным авторитетом в своей среде. Ну, и духовные потребности тоже худо-бедно удовлетворяются: самовыражение в игровых персонажах, повышение собственной значимости.
На самом деле игра лишь создает иллюзию удовлетворения потребностей. Иллюзию очень красивую, качественную. В игре ребенок сталкивается с гораздо более ярким, привлекательным и беспроблемным миром по сравнению с тем, который он видит вокруг. Именно эти качества виртуальной реальности опасны для детей. В 10–12 лет они еще изучают мир, системы ценностей и мотиваций у них пока только формируются.
Трудности, которые ребенок такого возраста испытывает в реальной жизни, помогают этим системам нормально сформироваться. Игра же дает иллюзию возможности удовлетворения потребностей и получения удовольствий без необходимости вложения усилий. Победа в игре – легкий и безопасный способ получения сильного удовольствия, почти эйфории.
Привязанные
Согласно определению известного российского аддиктолога, психиатра Цезаря Короленко, зависимое поведение выражается «в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций».
Неудовлетворяющая реальность – это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как внешняя среда воспринимается, осознается как основная причина дискомфорта внутреннего психического состояния, от которого возникает желание избавиться. В повседневной жизни каждый человек выбирает свои варианты избавления от психологического дискомфорта: просмотр фильмов, прогулки, физические упражнения, получение поддержки от друзей или родственников и др.
Этим способам избавления от неприятных переживаний не придается особого, сверхценного значения, на них не фиксируется специальное внимание.
Пристальное внимание
Самое важное, что нам понадобится, – поддержание контакта с ребенком. В идеале – доверительных отношений. Впрочем, с подростками это возможно не всегда. Поэтому подходит любой эмоциональный контакт: регулярные разговоры, совместные ужины, проверка домашних заданий, походы в кино, поездки на каникулах. Все это, конечно, без излишнего удушающего контроля. Просто старайтесь периодически быть рядом с ребенком и оставаться настроенным на него.
Что должно насторожить в поведении? Есть довольно конкретные критерии, позволяющие говорить о наступлении зависимости.
- 1. Игра начинает затрагивать другие сферы жизни. Например, ребенок скатился по учебе, отказался от прежде любимого занятия, секции, кружка, стал болеть, чтобы больше времени проводить дома за компьютером или с планшетом.
- 2. Появилась так называемая «тяга» – непреодолимое желание играть, с которым ребенок не может справиться, несмотря на угрозу наказания.
- 3. Признаки абстиненции («ломки») при отказе от игры хотя бы на пару дней. Они, конечно, не столь болезненны, как при алкоголизме или наркомании. Но сильная раздражительность, капризы, ощущение пустоты и бесполезности жизни, подавленность и безразличие вполне могут быть. Причем все симптомы волшебным образом проходят при возвращении к игре.
Чтобы захватить процесс в начале, важно обращать внимание на любое характерное изменение поведения. Невозможность остановиться, когда ребенок не просто играет в каждый удобный и неудобный момент (идя по улице, на уроке, в кинотеатре), но и отказывается от привычных ранее способов времяпрепровождения. Снижение достижений либо потеря интереса в «обязательных» сферах жизни – учебе, спорте, театральной студии, которые формируют привычку к стабильной трудовой занятости во взрослом возрасте. Неожиданная раздражительность на близких или, наоборот, эмоциональный подъем. Утаивание, вплоть до прямого вранья: «Я не играю, мы в “Вотсапе” с Серегой домашку по математике обсуждаем».
Борьба с зависимостью
Родители одного старшеклассника, отчаявшись отвлечь подростка от игры, просто сломали сыну компьютер. Можно, конечно, попробовать и так. Но лучше все же действовать системно.
При наличии настораживающих признаков не закрывать глаза и признать проблему. Тут, как говорится, «лучше перебдеть, чем недобдеть». Поговорить о своих опасениях с ребенком, не скрывая от него свою тревогу. Помочь ему осознать проблему. Договориться о совместных действиях.
Вместе проанализировать ситуацию, предшествовавшую игромании, и попытаться понять, какие потребности не удовлетворялись в реальной жизни.
- Стремление не выпасть из группы?
- Страх стать изгоем в классе?
- Недостаток внимания или поддержки со стороны значимых людей?
Как только обнаружите неудовлетворенные мотивы, ни в коем случае не обесценивайте их («да ну, ерунда какая, я в твои годы тоже мучился, но ведь вырос же нормальным человеком»). Постарайтесь вместе найти альтернативные способы их удовлетворения и помогите ребенку воспользоваться ими.
Известны примеры, когда при неуверенности в себе и страхе стать изгоем помогали занятия боевыми искусствами, а проблема недостатка внимания решалась регулярными совместными походами по музеям. Эффективное решение может быть довольно простым и лежать на поверхности.
Если выяснилось, что кибераддикция живет в семье уже полгода-год, то, что бы ни обещал ребенок, стоит обратиться к психологу. Борьба с зависимостью предстоит упорная и долгая. Впрочем, к специалисту стоит обратиться в любом случае. Ведь если родители не заметили игромании, это может означать, что они и сами живут в стрессе, страдают от нерешенных психологических проблем. В этом случае им самим нужна психологическая помощь.
Мнение эксперта
Поговори со мною, мама!
Как известно, если в доме есть человек с алкогольной зависимостью, лучше его не провоцировать и водку в доме не держать. Но как победить кибераддикцию у ребенка, если мама и папа сами все время «в телефоне» или «в компьютере»? Если, даже когда они вместе, каждый смотрит еще и в свой гаджет? Когда приводит ребенка в театр или на шоу, а сама во время представления увлечена только тем, что делает снимки и тут же выкладывает их в интернет?
Нужно признаться себе честно: нет большой разницы, игра или «Инстаграм». Родители заражают своей зависимостью. Не нужно напрягаться, чтобы успокоить малыша – дай ему телефон или планшет! За едой, или когда родителям некогда, или просто не хочется заниматься ребенком. И гаджет становится роднее мамы: ведь он дает и удовольствие, и спокойствие, и новые впечатления и, главное, никогда не откажет во внимании, всегда под рукой!
Раньше в наказание родители могли перестать разговаривать, сейчас самое ужасное – лишить телефона! Сами того не ведая, мамы и папы сеют зерна зависимости, и у ребенка нет выбора. И да, родители приводят ребеночка к психологу, чтобы психолог его «починил», но «чинить» нужно всю систему, меняться придется всем.
индивидуальный и семейный психотерапевт