Меня зовут Сэм, 2001
Режиссер Джесси Нельсон
В ролях: Шон Пенн, Мишель Пфайффер, Дакота Фэннинг, Элль Фэннинг
Не было бы в сюжете фильма «Меня зовут Сэм» ничего особенного, если бы причиной юридического спора между государством и американским парнем Сэмом (Шон Пенн) за право оставаться отцом девочки Люси не была его умственная отсталость.
По идее во взаимоотношениях инвалида и общества все довольно просто: человек должен стремиться стать максимально нормальным, а общество – обеспечить ему эту возможность. Недаром столько говорено про архитектурные, транспортные и прочие «излишества» в виде пандусов, туалетных кабинок, специальных автобусов и вагонов.
В маленьком американском городке, например, я видел, как группу глухонемых детей на театральном представлении обслуживали в лучах специально направленного на них софита два сурдопереводчика.
Но, оказывается, даже в американском обществе признавать за человеком наличие особых потребностей намного легче, чем за этим же самым человеком признать право быть таким, как все.
Вся работа по социальной реабилитации инвалидов и членов их семей направлена на то, чтобы приучить их признавать за ним право не быть инвалидом, то есть вести максимально естественную жизнь (с учетом ограничений, заданных заболеванием). Потому как ограничения эти часто настолько специфические и всепоглощающие, что «затмевают» своими масштабами обычные человеческие потребности, право на которые инвалидизированный человек утрачивает «автоматически», причем не только в глазах окружающих (мол, чего тебе, такому больному, может быть, кроме лекарств, надо), но и в своих собственных. В результате любая «не инвалидная» потребность начинает вызывать у человека и его близких страх.
Помнится, как одна живущая со значительными последствиями ДЦП клиентка приводила в шок своих родителей настойчивым желанием «быть как все»: она ездила на лошадях и лазала по горам, была финансово и территориально самостоятельна. Для оптимистов отметим, что подобный образ жизни в ее случае продолжился удачным браком.
Так вот, «революция» начинается именно тогда, когда больной человек вдруг начинает предъявлять обычные требования к себе, к жизни и к окружению. Как в случае с Сэмом, который посмел констатировать очевидное – то, что он отец Люси и хочет им оставаться.
Его по-детски всепоглощающая способность любить настолько заменила ему отсутствующие «взрослые» волевые качества, что покорила других участников судебной тяжбы, для большинства из которых такая беззаветная преданность давным-давно уже стала невозможной по причине того, что они – нормальные!
Cуществуют два мира – «нормальных» и «больных», но можно смело утверждать, что в современных условиях они сближаются и «перепутываются».
Практически каждый из нас в условиях современного мира в чем-нибудь да инвалид. Как правило, недостает-то самых простых человеческих чувств – любви, верности, сострадания. Вспомните, почему адвокат Рита (Мишель Пфайффер) решает взять дело Сэма, – чтобы покрасоваться перед коллегами: мол, и она тоже способна на благотворительность!
Однако оказывается, что именно Рита чувствует себя «потерянной, маленькой, уродливой и лишней», поскольку у нее муж спит «с более идеальными женщинами, чем она», с сыном потерян контакт, а сама она регулярно посещает психотерапевта. Самое смешное, что с точки зрения социума все это – нормально. Обычная успешная женщина, заплатившая положенную цену за свой профессиональный успех и материальное благополучие. Таковы правила игры.
На этом фоне ограниченный в своих интеллектуальных способностях, но живущий полноценной чувственной жизнью Сэм выглядит куда привлекательнее. Конечно, пока он не сталкивается с социальными стандартами – для него-то нет правил. Вернее, есть – но они разработаны для больных. А вот что делать со «здоровым инвалидом», который захотел ничем не отличаться от других, никто не знает.
Кстати, секрет взаимного притяжения главных персонажей в том, что они буквально движутся навстречу друг другу: Сэм – от инвалида к человеку, Рита – от нормального к больному.
Так что, если трезво взглянуть на ту цену, которую мы платим за «социальные достижения», вопрос Люси «Папа, Бог тебя таким сделал нарочно или случайно?» вполне может быть задан любому из нас.