Извечные вопросы человеческого бытия не отменяют ни страсти, ни революции. Злободневные, философские темы власти, самосознания, гениальности и человеческого невежества поднимаются в карнавальной мистерии Романа Виктюка «Маскарад Маркиза де Сада» по пьесе Андрея Максимова. Минималистичность и кажущаяся простота декораций подчеркивают особую атмосферу спектакля, когда ничто не отвлекает от актерской игры и все внимание зрителя сосредоточено на эмоциональных накалах и неповторимой пластике главного героя.
Спектакль переносит в мир писателя и философа со скандальной репутацией маркиза Донасьена Альфонса Франсуа де Сада. Мы видим его в тюрьме, однако, заключение совершенно не мешает ему вести привычный образ жизни. Главные герои пьесы – маркиз; верный слуга (настолько верный, что, как выяснится позже, окажется его супругой Лакостой), антагонист героя, представитель власти – инспектор Маре, тюремный охранник и одновременно революционерка Жюстина. Спектакль называют театральной фантазией, на сцене разворачивается мистериальный карнавал, где под масками любой психолог отличит душевные терзания, порочные страсти, и рядом – поиск истины и правдивого ответа на вопрос, какова же природа личности на самом деле?
В спектакле поднимается сразу несколько глубинных тем, во все времена волнующих общество – извечное противостояние власти и творца, гениальности и подражательства, истинной любви и похоти. Внимательный зритель сквозь эпатаж легко разглядит одиночество творца даже в толпе почитателей, когда вокруг – придуманные роли, мишура, маски очередного маскарада. В реальности писатель и философ остается один на один со своими размышлениями и внутренними конфликтами.
Революционеры признают творчество маркиза, создают Комитет голубых лилий, который защищает тех, кто нужен «будущему великой, счастливой Франции», в том числе и де Сада. Однако они не подозревают, что на самом деле их умами управляет не кто иной как маркиз, ведь это его книги читают на заседаниях, «забывая о своих революционных бреднях». Революционеры, сотворившие себе кумира, так и не поняли, что революцию надо делать головой, а не только мушкетом, стреляя без разбора. Слуга, даже бывший, никогда не станет «хозяином героя». Ведь настоящий творец не с толпой, а выше ситуации.
«Я знаю о них то, чего они сами о себе не знают… Я могу сказать им то, чего они сами о себе не скажут», – уверенно заявляет в финале маркиз, показывая истинную природу человека.
С точки зрения психологии в спектакле прослеживаются острые проблемы внутренних конфликтов, самоидентичности, самоопределения личности, в первую очередь на примере отношений де Сада и его альтер эго инспектора Маре.
Они вместе созидают судьбы друг друга. Один воплощает в жизнь бурные фантазии гения, который сам ради любви к той единственной, отказался от образа жизни, пропагандируемого в своих же книгах. Другой пытается отвоевать обратно свою самость, истинное лицо, и хочет убить «двойника». Но прекрасно понимает, что таким образом убьет часть себя. Совсем не даром инспектор напоминает себе и зрителям: «Есть одно двуединое существо – палач и жертва, теоретик и практик».
Мы видим полное слияние с альтер эго, разорвать которое практически невозможно, да и нужно ли, ведь это часть маскарада, сопровождающего всю жизнь маркиза.
Нельзя не отметить потрясающую глубину невербальных посланий в спектакле. Мы видим пластичных, атлетичных героев. Эмоции, страсти, переживания передаются через трюки, напряжение тела, каждой мышцы главного героя. Кажется, что сама свобода так и рвется наружу, но он вынужден сдерживать ее.
Спектакль не оставляет равнодушным, он заставляет зрителя снова и снова размышлять об актуальности противопоставления творческого человека и среды.
Фотограф: Полина Королева