В кабинет психотерапевта развязной походкой входит клиент, хлопает его по плечу, плюхается на стул и кладет ноги на стол. Ошеломленный специалист на автопилоте произносит: «На что жалуетесь?» И слышит в ответ: «Меня почему-то никто не любит… Как ты это объяснишь, противный очкастый старикашка?»
Детская логика
Для психологов это не анекдот, а печальная реальность. Что же произошло на самом деле? Человек пришел за помощью. Но его обращение больше похоже на банальное хамство, чем на уважительную просьбу. Поведение посетителя противоречиво: человеку вроде бы нужна психологическая поддержка, но он делает все, чтобы то ли обесценить, то ли вовсе ее не получить. Почему он так себя ведет?
Большинство наших психологических проблем родом из детства. Каждый маленький ребенок является прекрасным наблюдателем и экспериментатором, но крайне плохим аналитиком. Чтобы правильно понимать происходящее, необходима обширная «база данных», приобретаемая благодаря образованию и жизненному опыту. Если такой базы нет, все окружающее интерпретируется с позиции инопланетянина.
Представьте себе, что на Землю прилетели какие-нибудь марсиане и обнаружили, что люди употребляют в пищу коровье молоко. «Человек – паразит коровы, так бы определил человека в своем учебнике зоологии нечеловек» (Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия»).
Маленькие дети тоже немного марсиане. Они могут наблюдать, как мама и папа сначала ругаются, а потом мирятся. Ребенок не понимает, из-за чего возникла ссора, но он запоминает последовательность: если хочешь, чтобы тебя целовали и обнимали, сначала надо покричать и позлиться.
Дети сталкиваются с собственными сильными эмоциями или желаниями, но не понимают, откуда они взялись и что с ними делать. Ребенок прекрасно чувствует разницу между интересом и скукой. Он замечает, что ему хорошо и радостно, когда мама или папа с ним играют. А грустно становится, когда он остается один. Какой вывод делает ребенок? Нужно, чтобы вернулись родители – тогда снова станет весело и интересно! А как это сделать? Позвать. Если не отреагируют, начать приставать и канючить. Если не поможет – хныкать и плакать. Но если и это не сработало, надо что-нибудь сломать или испортить, тогда родители точно обратят на него внимание. И пускай оно будет негативным; пусть ругают – это лучше, чем ничего! А если потом простят, да еще и пожалеют, совсем хорошо (вот и долгожданное позитивное внимание)!
Психологи уже давно обратили внимание на «марсианскую логику», свойственную детям в дошкольном возрасте. Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер назвал совокупность всех сформулированных ребенком «марсианских» выводов «жизненной концепцией» (или «жизненным планом»). Отец транзактного анализа Эрик Берн называл это «детскими решениями»; а в гештальттерапии используется термин «творческое приспособление».
Как развить гибкость мышления
Методика психолога, кандидата психологических наук, доктора философских наук, профессора Вячеслава Келасьева включает несколько этапов:
-
1. Смена привычных временных связей
Можно менять привычные события местами (скажем, представлять гром перед молнией, а не наоборот), можно проводить временные аналогии (сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать его), можно путешествовать во времени (представлять диалог людей из разных эпох, отправлять в прошлое смартфон или придумывать дома будущего).
-
2. Смена привычных пространственных связей
Мысленно можно перемещать предметы (представлять, как автомобиль передвигается под землей), или объединять в одно целое (травинка-авторучка, картина-фрукт, мышь-сейф), или разъединять привычные пары (каркающая моль, рыба без воды и т. п.).
-
3. Смена привычных для человека связей общности
Например, метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха, например.
-
4. Смена привычных связей преобразования действий
Наша задача тут состоит в том, чтобы лишить тот или иной предмет или явление его традиционной функциональности или наполненности: представить пищу без калорий, или здание, построенное без строителей, или автомобиль для 100 000 пассажиров, или явные противоречия (поезд везет пассажира, который при этом остается на месте), или вовсе изобретать совершенно новый объект на планете или даже во Вселенной.
Почему именно «творческое приспособление»? Представьте себе, что ребенок сталкивается с чем-то ранее неизвестным или с какой-нибудь жизненной проблемой. Взрослый и сильный человек, может быть, вообще не стал бы приспосабливаться, а нашел бы способ эту ситуацию изменить. Но у ребенка нет ресурсов и возможностей, которые есть у взрослого. У ребенка есть только «марсианская логика» и развитое (особенно в три – пять лет) воображение. Он по-своему понимает происходящее и, как может, приспосабливается к ситуации (меняет себя).
Детское решение проблемы является оригинальным и творческим. Только от такого «креатива» у родителей иногда волосы становятся дыбом… Альфред Адлер описал классический случай мальчика, который после рождения младшего братика старался всеми силами привлечь к себе утраченное внимание со стороны родителей. Например, он мог залезть на стол в уличной обуви. Или начинал громко кричать, когда родители музицировали («они слишком шумят»). Или делал кое-что похуже: просил дать ему покачать малыша, а потом «нечаянно» ронял его. Добавим, что почти любое «странное» или отклоняющееся поведение ребенка является результатом подобной творческой адаптации или приспособления.
«К нашему «несчастью», и мы развиваемся, и мир вокруг развивается. Все меняется и нужно уметь приспосабливаться к этим изменениям».
Получается парадокс. С одной стороны, «марсианская логика» ребенка помогает ему решать актуальные жизненные задачи. Решения получаются странные (с точки зрения взрослых), но вполне эффективные. Хочет ребенок получить внимание (изменить свое эмоциональное состояние, добиться реализации какого-то желания, вписаться в систему отношений) – он добивается этого!
С другой стороны, возникает проблема. Выводы «марсианской логики» закрепляются в нашей психике надолго. «Жизненная концепция» становится основой «жизненного стиля» (у А. Адлера); детские «решения» превращаются в «жизненный сценарий» (у Э. Берна). Но даже самые лучшие способы творческой адаптации со временем «прокисают» – становятся неэффективными, если их применять шаблонно, без учета возраста и ситуации. Детскую шалость «запрыгнул в ботинках на стол» еще можно простить, а как это будет выглядеть в исполнении взрослого?!
Вывод: если мы продолжим цепляться за ранее успешные схемы действий, это неизбежно приведет к возникновению психологических проблем.
Беда в том, что детские модели поведения становятся автоматическими и «включаются» без участия нашего сознания.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Система – это я
Вопросы смысла и содержания адаптации в большинстве случаев неоднозначны. Похоже, что приспособление к изменяющимся условиям не может быть сведено к какой-либо четкой формуле. Действительно: создание рамок и жестких границ для данного понятия, в известной степени, лишает это понятие гибкости, а значит, противоречит его внутреннему содержанию. Я полагаю, что в возможности подстраиваться под реальность лежит отсутствие критики этой реальности. Как только начинаем кого-то критиковать, нам становится гораздо сложнее установить с ним продуктивный контакт. В тот момент, когда мы перестаем принимать реальность во всем ее многообразии, мы скорее начинаем противостоять ей, а не поддаваться ее потоку. Это справедливо как для отдельно взятого человека, так и для социальной группы. И верно как по отношению к другим людям, так и по отношению к государственным институтам, например. Следовательно, можно даже пойти еще дальше и сказать предельно смело: быть критичным к системе – это попытка превратиться в нее.
клинический психолог, гештальт-терапевт
Разрыв шаблонов
Вернемся к нашему посетителю. Он задал вопрос «Почему меня никто не любит», но при этом сделал все, чтобы вызвать эту самую нелюбовь: вторгся в личное пространство психотерапевта (похлопал его по плечу), нарушил элементарные нормы этикета (закинул ноги на стол), оскорбил специалиста (назвал его «противным старикашкой»). Вам это ничего не напоминает? По-моему, очень похоже на мальчика, случай которого описал Адлер. Ему просто не хватает внимания (любви), и он старается заполучить его любой ценой. А люди стараются поменьше общаться с таким грубияном, это в свою очередь подталкивает его еще больше усердствовать в поисках внимания. Получается замкнутый круг, в котором и до невроза недалеко…
Можно ли что-то сделать с нашими «детскими решениями», которые обернулись вредными бессознательными программами? Можно! И в этом нам поможет «творческая адаптация» – только не детско-марсианская, а взрослая. Крайне важно понять, что поведение – это способ реализации потребностей. А если оно «странное» – это неудачный (но запрограммированный с детства) способ получить какой-то значимый для нас результат. К сожалению, всегда, когда мы ведем себя шаблонно, эта целесообразность нашего поведения утрачена, находится вне нашего сознания. То есть клиент в нашем примере, скорее всего, даже и не подозревал, что он оскорбляет психотерапевта. Он хронически не видит и не понимает связи между целью, поведением и полученным результатом: стал настоящим марсианским хроником.
Главные слова
В свое время американский психотерапевт, поэт, романист и философ Пол Гудмен ввел понятие «творческое приспособление» для обозначения различий между активным и продуктивным взаимодействием человека с миром и пассивной адаптацией к имеющимся условиям среды. Это способность находить наилучший способ удовлетворения потребности в каждой конкретной ситуации. Творческое приспособление является целью гештальт-психотерапии. «Творчество будет связано с понятием нового: это открытие нового решения, наилучшего решения из всех возможных, создание новой конфигурации, новой взаимосвязанной целостности, исходя из наличных элементов» (Ж. М. Робин). Творческое приспособление связано с осознанностью и ответственностью. Для здорового функционирования человеку необходимо ясно сознавать свои потребности, возможности, условия среды и на основе этого делать выбор.
Источник: Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальттерапии
Разработка новой программы
Необходимо начать с осознанности. С полного восприятия себя в настоящем моменте. Первое действие – «ревизия» телесных ощущений. Задайте себе вопросы: «В какой позе я сейчас нахожусь?», «Где я чувствую себя напряженным или расслабленным?», «Как я дышу?». Важно не торопиться и тщательно просканировать вниманием свое тело, подмечая все ощущения. Такая осознанность позволяет «вытащить на поверхность» эмоциональное состояние.
Любая эмоция имеет свой характерный набор телесных признаков. Например, когда мы злимся, мышцы рук напряжены, пальцы непроизвольно сжимаются в кулаки, дыхание учащается. Чувство вины связано с ощущением тяжести и скованности плеч и шеи. Как правило, в нашем актуальном состоянии ярко звучит аккорд из нескольких наиболее сильных эмоций. Хорошая концентрация на телесных ощущениях помогает осознать, какие именно ноты-эмоции есть в этом аккорде.
Затем начинается самое интересное. Каждая эмоция обладает своим энергетическим потенциалом и является мотивом, который подталкивает нас к какому-то действию или блокирует его. При этом чувства не лгут: если мы их качественно осознали, они точно сообщают нам, чего мы хотим на самом деле.
От беспомощности до вымирания
В психологии есть термин «выученная (приобретенная) беспомощность» – отказ от попыток улучшить жизнь после ряда неудач даже при наличии такой возможности. Такую реакцию на монотонные удручающие события еще в 1967 году открыл во время опытов над собаками психолог Мартин Селигман. Но интересно другое: в 1976 году психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден доказали, что состояние беспомощности и отказ от принятия решений негативно сказывается на здоровье.
Их эксперимент проходил в доме престарелых. Обитателям одного этажа давали полную свободу воли, при этом налагая и ответственность. Жителям другого этажа не приходилось отвечать за свои поступки: все за них делал персонал. При равном комфорте проживания представители двух этажей показали разные результаты после трех недель эксперимента. Представители «ответственного» этажа чувствовали себя более счастливыми, у них улучшилось состояние здоровья, повысилась социальная активность. А через полгода после исследования выяснилось, что испытуемые из «ответственной» группы стали чувствовать себя даже лучше, а 30% участников группы, за которую все решал и делал персонал, просто ушло из жизни.
Эти результаты говорят о том, что человек, деятельно влияющий на свою жизнь, отвечающий за нее, меняющий ее, более успешен – в том числе в физиологическом плане. Нельзя давать «выученной беспомощности» ни единого шанса.
Какие эмоции прячутся за телодвижениями нашего милого клиента? «Развязной походкой», «плюхнулся на стул»: не слишком ли «разболтанными» являются его движения? Будет ли себя так вести по-настоящему сильный, спокойный и уверенный в себе человек? Вряд ли. Скорее всего, за такой пластикой прячется неуверенность в себе, страх быть отвергнутым, злость на себя и на тех, кто снова не сможет ему помочь. Все эти эмоции выражают потребность во взаимном доверии, принятии, эмоциональной близости и поддержке.
Продолжаем отвечать на вопросы. «Привычный способ поведения помогает удовлетворить потребность? Нет? Как можно действовать иначе? Как я пойму (почувствую), что действительно поступаю иначе?» Если можете ответить на эти вопросы, поздравляю – ваша взрослая творческая адаптация почти свершилась! Почему «почти»? Творческая адаптация – это такое взаимодействие потребностей с возможностями окружающей среды, которое приводит к удовлетворению потребностей. Жесткие «марсианские» способы поведения, усвоенные в детстве, неэффективны. Поэтому нужно задать себе главные вопросы: «Достиг ли я желаемого результата?», «Чувствую ли я, что моя потребность удовлетворена?», «Исчерпана ли энергия, которая питала мои действия?». Если ответы на эти вопросы утвердительные, вам удалось заменить жесткую схему поведения новой, более гибкой и результативной.
Все дело в стрессе
Когда Ганс Селье ввел в медицинскую практику термин стресса, тот звучал так: «я ‘‘наткнулся’’ на идею общего адаптационного синдрома». Общего – потому что к стрессу приводят факторы, которые, воздействуя на разные области организма, в итоге способны вызвать общую системную защиту; адаптационного – потому что это явление закрепляется, приобретает характер привычки; синдрома – потому что его отдельные проявления частично взаимозависимы. Сегодня представление о взаимосвязи стресса и адаптации знакомо всем и касается любых сторон жизни.
Алгоритм творческой адаптации
- 1. Осознать свой опыт («Что происходит? Что я делаю? Что ощущает мое тело?»).
- 2. Принять свои эмоции («Что я чувствую?»).
- 3. Понять свои эмоции («Почему/зачем я чувствую именно это?»).
- 4. Понять свои желания («Чего я хочу на самом деле? Какая потребность не удовлетворена?»).
- 5. Переоценить свое поведение («Помогают ли мои действия добиться желаемого?»).
- 6. Моделировать новое поведение («Как я могу действовать иначе?»).
- 7. Сформулировать критерии эффективного поведения («Как я пойму, что действую иначе?»).
- 8. Попробовать на практике! При этом осознавать (п. 1), чувствовать (п. 2) и оценивать (п. 3), насколько новый способ поведения помогает удовлетворить актуальную потребность.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Пора взрослеть
На протяжении всей жизни человек приобретает опыт. Мы проживаем его через тело, через эмоции. Мы стараемся осмыслить новое, применяя ранее полученные знания. Открытия могут быть неприятными, вызывать у нас чувства растерянности или уныния. И тогда приходится или менять свои представления об окружающем мире, или приспосабливаться к тому, что происходит вокруг нас. Последнее и есть творческая адаптация. По сути, это механизмы психологической защиты от вторжения негативного опыта. Маленькие дети не могут приспосабливать к себе среду. Наоборот, они приспосабливают себя к миру. По мере взросления мы получаем больше свободы, больше возможностей влиять на окружение. При этом некоторые люди по-прежнему пользуются детскими способами адаптации, невзирая на то, что они уже устарели и мешают жить в согласии с собой. Главная работа, которую предстоит проделать «застрявшему в детстве», – осознавание таких привычных, автоматических приспособлений. Без этого не удастся выработать новые, взрослые способы творческой адаптации.
психолог