Три причины скуки
-
1.Ребенку не хватает внимания мамы
И эту причину, пожалуй, легче всего исключить сразу. В любом возрасте ребенку в той или иной степени необходимо внимание мамы, необходимо чувствовать ее участие. И тут совсем не важно количество времени, посвященного ему, гораздо важнее качество. Достаточно получаса в день, проведенного действительно вместе, когда мама не только физически, но и эмоционально вовлечена в игру и жизнь ребенка.
-
2. Он просто устал
Да, маленькие энерджайзеры тоже устают. Только они пока еще не умеют отслеживать этот момент и останавливаться, чтобы отдохнуть. В момент усталости дети чувствуют потерю интереса, им кажется, что все неинтересно, они буквально не знают куда себя деть. Поэтому и называют такие ощущения скукой. Здесь выход один – переключиться на спокойные занятия и дать отдохнуть.
-
3.Не умеет себя занимать
На этой причине хотелось бы остановиться подробнее. Дети – маленькие творцы. Они удивительно самодостаточны, и самая сложная задача для взрослых – не мешать. Очень часто мы относимся к ребенку как к очередному бизнес-проекту, а окружающая среда и средства массовой информации только этому способствуют. И вот малыш еще только растет у мамы в животе, а она уже знает, в какую школу раннего развития он пойдет и как видом спорта будет заниматься.
Малыш рождается, мама строго следует заранее составленному плану, буквально не оставляя времени и места для желаний самого ребёнка. Любые рамки в дошкольном возрасте приведут только к тому, что ребёнок, который родился первооткрывателем и исследователем, у которого должны быть сто дел и тысяча «почему», в какой-то момент вместо всего этого скажет "мне скучно". Это важный звонок родителям; значит, появились проблемы с развитием творческой стороны, юному исследователю поставили слишком много ограничений, и он не может из них выбраться.
Творческое приспособление – это такой вариант контакта с миром, при котором можно удовлетворить свою потребность и сохранить гармоничные отношения с окружающей средой и самим собой.
Грубо говоря, вы пошли в поход, а перед едой надо помыть руки, но водопровода и мыла у вас нет. Зато есть влажные салфетки, вода из ручья, дождевая вода в лопухе. Если вы можете найти варианты удовлетворить потребность вымыть руки иначе и при этом не тревожиться – творческое приспособление развито хорошо. Если же вы знаете только привычный способ и впадаете в состояние дискомфорта — творческое приспособление практически отсутствует.
У детей самый высокий уровень развития творческого приспособления, и это очень неудобно родителям и учителям. В результате, когда дети становятся взрослыми, обращаются к психологам с жалобами на скуку и отсутствие интереса к жизни; на невозможность найти выход из положения. Мы, взрослые стараемся научить ребенка одному-единственному способу достижения той или иной потребности. Нам кажется, что мы тем самым помогаем; а по факту – вредим. Если ребенок, не имея ковшика в поле зрения, хочет вычерпать воду из тазика сандаликом, может быть, стоит дать ему попробовать это сделать? Сандалик высохнет, а ребенок положит себе в копилку возможность действовать нестандартно, в соответствии с имеющимися условиями.
И он не будет скучать, потому что вокруг миллион вариантов и такой простор для исследования. И потом, во взрослой жизни он не впадет в депрессию при потере работы, так как будет точно знать, что можно действовать по-разному. А чем больше у человека способов достичь свою потребность, тем он устойчивее и увереннее. Дайте своим маленьким творцам свободу, поддерживайте их идеи!