Наблюдаю во дворе сценку: малыш лет пяти расшалился, разбегался, но не вписался в поворот и ударился ногой о скамейку. Сидит на земле, рыдает. Рядом пожилая женщина (видимо, бабушка), которая начинает малыша утешать. И вот как она эта делает: «Ой, какая плохая скамейка! И зачем она Петеньку обидела?! Давай мы ее накажем! Давай мы ее стукнем и скажем, чтобы больше не делала Петеньке больно!» (и далее в том же духе).
Почему скамейка не виновата
Знаком ли вам подобный «рецепт народной педагогики«?! Наверняка многие помнят что-то подобное в своем детстве. На первый взгляд рецепт довольно эффективный. Хотя бы потому, что отвлекает ребенка от болезненных ощущений, переключает его внимание на внешние действия. Но если подумать, то не все с этим рецептом гладко…
Во-первых, в качестве «решения проблемы» рекомендуется ответная агрессия. Если можно «дать сдачи» скамейке, то почему бы не начать применять этот навык и в других ситуациях? И, товарищи воспитатели, не удивляйтесь, когда этот навык будет использован и против вас тоже! Плюс сюда добавляется внешний локус контроля; ребенку внушается, что причиной боли была не его собственная неосторожность, а «агрессия» извне, со стороны скамейки.
Во-вторых, не кажется ли вам, что идея о том, что нужно наказать неодушевленный предмет, несколько странновата? Вроде как скамейке от такого «порицания» ни холодно, ни жарко, а вот ребенок в целесообразность подобных коммуникаций с предметами может вполне уверовать. Специально для подобных случаев психиатр Рональд Лэйнг в середине ХХ века ввел термин «шизофреногенное воспитание». Правда, современная наука возможность воспитать ребенка-шизофреника оспаривает (в возникновении шизофрении больше повинны эндогенные причины), но вам что – хочется это проверить на своем ребенке?!
В-третьих, подобные воспитательные приемы формируют у ребенка магическое мышление.
Магическое мышление – это вера в то, что наши мысли, слова или символические/ритуальные действия могут оказывать прямое влияние на материальный мир.
Откуда взялось магическое мышление
Сам термин «магическое мышление» пришел из антропологии. Исследователи считают, что в жизни примитивных племен различные магические суеверия и ритуалы являются закономерным следствием дефицита точных знаний/информации. Особенно если речь идет о видах деятельности, где в принципе трудно давать точные прогнозы.
Например, охота всегда может быть неудачной. Поэтому перед охотой начинаем искать «знаки» (благоприятные или нет); просим шамана призвать духов-помощников; начинаем выполнять ритуалы, которые как бы повышают вероятность нашей удачи. Например, рисуем на стене пещеры контур зверя, на которого собираемся охотится и бросаем в него копья. Если попадем, то все будет хорошо.
А что сегодня?
Самое интересное, что многие архаические проявления магического мышления сохранились практически в неизменном виде и сегодня. Современные охотники (не все, конечно, но таких много) убеждены, что перед охотой нельзя заниматься ceксом; нельзя потреблять в пищу (или брать с собой) мясо того животного, на которое собираемся охотиться; нельзя ругать или называть настоящим названием зверя-добычу.
Чем экстремальнее и сложнее вид деятельности, тем больше вероятность, что там будут встречаться проявления магического мышления. Практически у всех спортсменов есть талисманы на победу; военнослужащие носят с собой амулет от пули; водители закрепляют на «торпеде» иконки. Делается все это с надеждой, что эти символические действия/предметы «отведут беду» или спасут жизнь в сложной ситуации. По сути – с надеждой на чудо…
Возможность чуда – сложный вопрос, решение которого оставим философам и теологам. Само по себе магическое мышление – хорошо это или плохо?
Есть ли плюсы?
Главный «плюс» магического мышления заключается в том, что оно:
- помогает снизить тревожность в условиях неопределенности,
- придает уверенности в собственных силах,
- возвращает ощущение контроля над своей жизнью.
Это может быть полезно в особенно трудных жизненных ситуациях, когда у нас нет объективной возможности что-либо изменить. Самый простой пример – это символические действия, которые мы совершаем, чтобы пережить утрату близкого человека. Это могут быть религиозные ритуалы (прощание с усопшим, отпевание, поминки и др.), но могут быть и «авторские» проявления нашего магического мышления.
Например, я знал женщину, которая около полугода общалась с фотографией своего погибшего мужа. Она искренне верила, что делает это для него; что ее рассказы о том, что у них все в порядке и что оставшиеся члены семьи живут нормальной жизнью, помогут его душе найти успокоение там, в загробном мире. Невозможно проверить, доходили ли ее слова до адресата. Но без сомнения, эти разговоры помогли ей легче пережить горе, уменьшили боль утраты.
В чем минус?
Главный «минус» магического мышления заключается в том, что:
- мозг может увлечься построением иллюзорной реальности,
- символические усилия могут полностью подменить собой реальные действия по решению накопившихся проблем.
Приведу грубый пример: представьте, что у вас не просто заболел зуб, а возникло гнойное воспаление, флюс. Можно, конечно, попробовать решить проблему с помощью магического мышления. Например, сходить к бабке-знахарке или самостоятельно погуглить какие-нибудь «заговоры от зубной боли». Но воспаление вряд ли само по себе рассосется. И если не пойти к дантисту, последствия могут быть самыми трагичными.
В не столь очевидных случаях (как больной зуб) магическое мышление может создавать проблемы, которые будут отравлять вам жизнь и тянуться годами. Например, в сфере отношений с любимым человеком.
Когда не хватает любви и понимания, можно тайком готовить приворотные зелья и шептать заговоры. А можно попробовать совместно обсудить трудности в отношениях и найти конструктивное решение. В любом случае ваш собственный разум и ваши активные действия быстрее приблизят вас к желаемому результату, чем ожидание помощи от неведомых сил.