«Ма-а-а-ам, поиграй со мной!» – фраза, которую время от времени слышит всякий родитель. И каждый справляется с этой просьбой по-своему: покорно отправляется в детскую, ссылается на занятость или делает вид, что строит домик, а другой рукой блуждает по просторам социальных сетей. Далеко не все папы и мамы любят и умеют играть с детьми, но этому можно научиться.
Игра – такая же потребность для ребенка, как сон, питание, отдых и физическая активность. За видимой бесполезностью игры кроется очень много ценного. Дети обыгрывают волнующий опыт, пытаются повторять поведение взрослых, развивают различные навыки, фантазируют. Совместная игра помогает наладить контакт, избавиться от стресса, страхов, лучше узнать потребности и интересы друг друга.
По правилам и без
Чтобы понять, как предметы могут взаимодействовать, ребенку требуется помощь старших. Родитель показывает, что кубики можно складывать в ведро или бросать в него, ставить друг на друга и строить из них дома. Малыш начинает повторять за ним.
- Выделите для совместной игры какое-то определенное время, но в этот час полностью включайтесь в игровой процесс. Отложите дела, разговоры по телефону, выключите телевизор.
- Не стремитесь свести все совместные занятия к обучению. Сосредоточьтесь на хорошем настроении и удовольствии.
- Подбирайте игрушки по возрасту и интересу. Если не знаете, что купить, обратите внимание на то, к чему тянется ваш малыш в гостях или в песочнице, во что играют его ровесники.
- Если вы купили новую игрушку, обязательно покажите, как играть в нее. То, что очевидно для вас, не всегда понятно двухлетке.
- Предлагайте свои варианты, но не принуждайте играть в то, что не нравится ребенку. Одно и то же занятие может наскучить: игрушка, любимая вчера, может стать не по душе сегодня.
- Если вам хочется показать ребенку что-то новое, а он не проявляет интереса, начните играть сами, и малыш обязательно присоединится к вам.
Совместная игра должна быть окрашена положительными эмоциями. Не навязывайте, не критикуйте. Найдите причину для похвалы.
Всему свое время
Малыш совсем недавно родился и уже готов играть. Он смотрит на ваше лицо, пытается копировать вашу мимику. Не говорит, но все хорошо запоминает. Потешки, песенки, поглаживания, какие-то манипуляции, сопровождаемые ласковыми словами. В ходу вращающийся мобиль, картинки, погремушки.
После полугода ребенок начинает сидеть, и игры усложняются. Малыш может самостоятельно трясти разные предметы, издавать с их помощью звуки или нажимать на кнопки музыкальной игрушки. С вашей стороны пригодится демонстрация извлечения этих самых звуков. Популярностью в этом возрасте пользуются «коза», «ладушки» и прочие подобные игры. Появляется интерес к книгам с яркими картинками.
В полтора-два года детки начинают осваивать первые ролевые игры. «Варят» кашу, качают и кормят своих пупсов. Вы же можете подсказать им следующие шаги – кукла проголодалась, замерзла, устала, хочет на ручки.
Дети с большим удовольствием исследуют и примеряют на себя различные профессии – учитель, врач, продавец, полицейский. Для этого можно придумать костюмы, какую-то атрибутику, которую чаще всего можно найти в каждом доме или же вырезать из картона.
Дети очень любят, когда родители мастерят игрушки, мебель или одежду для кукол своими руками. Лично для меня одним из самых теплых воспоминаний детства была бумажная кукла и домик из коробки, который сделала мне моя мама.
С возрастом выбор совместных занятий становится шире и индивидуальнее. Лучшее, что вы можете сделать, – спросить самого ребенка, во что ему хотелось бы поиграть.
Долой стереотипы!
Полный набор девичьих игр знают практически все, а интересы мальчиков в представлении взрослых часто ограничены машинками, битвами супергероев, монстров и прочей «нечисти». Между тем мальчикам тоже полезно играть в куклы, помогать маме по дому, примерять разные профессии, в том числе повара и учителя. В будущих мужчинах старательно культивируется агрессия. Но кого мы пытаемся вырастить?
Нам нужны бесчувственные герои или добрые мужья, заботливые отцы и ответственные работники, которые могут быть не только полицейскими и солдатами, но преподавателями, врачами и справедливыми руководителями? Так давайте не будем увлекаться ружьями, танками и солдатиками, а разнообразим игровой арсенал ребенка плюшевым медведем, парой кукол, набором посуды, пластиковых продуктов и кассой. В том, что девочка любит футбол, также нет ничего предосудительного. Разнополые сиблинги с удовольствием играют и в дочки-матери, и в машинки.
Би-би-си провела интересный социальный эксперимент. Малышей переодели из мальчиков в девочек и наоборот. Каждого заводили в комнату с игрушками и предлагали незнакомому взрослому несколько минут поиграть с ребенком. Так вот, для игр с «девочками» взрослые выбирали пупсов или что-нибудь мягкое, розовое, пушистое. А «мальчикам» предлагали машинки, роботов и пазлы. Такое стереотипное мышление продемонстрировали как мужчины, так и женщины.
Не люблю играть
Родители часто играют «через не хочу» или вовсе отказывают ребенку в подобного рода внимании. Играть весь день вы, конечно, не обязаны, но какое-то время надо выделить на «безделье» и научиться получать от этого удовольствие. Даже 15 минут совместной игры ценны для ребенка.
Чтобы легче игралось, выберите то, что вам интереснее и приятнее всего. Откажитесь от игр, которые вас сильно раздражают и вызывают скуку. В то, что вам не нравится, может поиграть папа или другие родственники.
Если вы слишком заняты, придумайте игру прямо из ваших домашних дел. Помогая нарезать огурцы или перемешивать салат, можно вообразить себя поваром, вытирая пыль – дворником, собирая игрушки по квартире – спасателем.
Есть варианты и для самых ленивых родителей, но их можно использовать лишь время от времени. Вы можете стать гаражом, треком, туннелем, и ребенок будет увлеченно катать по вам машинки, пока вы лежите на диване. Или же устройте домашний концерт. Включаем музыку, вручаем ребенку расческу вместо микрофона, указываем на «сцену» и наслаждаемся его импровизациями.
Чтобы понять, как это – играть с детьми, можно обратиться к примеру популярных видеоблогеров. Они играют профессионально, да еще и получают за это деньги. Совсем не обязательно снимать свои игры с ребенком на камеру, но можно почерпнуть интересные сюжеты: сказки из кукольных фигурок, соревнования, поделки и дегустации.
Палочка-воспиталочка
Если вы хотите решить какую-то проблему, попробуйте сделать это через игру. Например, придумайте вредного героя Нехочуху. Пусть он ничего не хочет, а ваш сын должен непременно его излечить. Пусть он попробует объяснить, почему он такой, и придумает средство от этого недуга. Вы же изобразите, как вредина излечился, и все вокруг радуются, хвалят Нехочуху, хотят играть с ним. «Раньше с тобой было очень сложно дружить, а теперь хорошо и весело!» – подводят итоги плюшевый медведь Пух и ослик Иа.
Конфликтную ситуацию, происходящую в семье, можно инсценировать между любыми двумя игрушками – пусть они дерутся, жадничают, но в конце концов находят правильный выход и мирятся. Если Зайка – трусишка, пусть он осмелеет с помощью волшебных друзей или мудрого наставника.
То, что вы скучно расскажете на кухне, будет прекрасно воспринято в детской во время игры. Иносказание поможет вам не получить отпор. Через игру вы можете попросить прощения или объяснить что-то, о чем вам неудобно было завести разговор.
Предложите выполнить задание «Создай свой мир». Сейчас практически в каждом доме есть кинетический песок, который очень удобен в обращении. Найдите широкую неглубокую коробку или крышку с бортиками, засыпьте в нее песок, достаньте мешок с мелкими игрушками и попросите ребенка создать его собственный мир. Не обязательно искать в хрестоматиях значения фигур и образов.
Попросите ребенка рассказать о его творении. Кто там живет? Где он сам? Как взаимодействуют его жители? Какая погода? Как им живется? И слушайте, слушайте… Часто дети не делятся своими проблемами. Они еще не умеют высказывать их вслух или стесняются. А в игре это все обязательно всплывает на поверхность. Все, что вы услышите, будет искренним и глубоким рассказом про вашу семью.
Помните, что любая игра для ребенка – это поле для развития, тренировки моторики, памяти, воображения, получения нового опыта, достижения поставленной цели. Игра – это репетиция взрослой жизни. Не покупки, не развивающие занятия или горы конфет, а чаепитие с кубиками вместо торта, Медвежонком и куклой Настей. Именно время, проведенное с ребенком в игре, будет для него признаком вашей любви.