Продолжение. Начало тут
В своих лекциях о СГМ (1) (саногенном мышлении) Юрий Орлов не раз говорил о том, что социально-культурные стереотипы программируют поведение человека в определенных условиях. Например, когда я думаю: «Я этого не сделаю, так как мне будет стыдно», во мне действует программа поведения, которая грозит наказать меня этим чувством.
Так устроено управление через насилие, явное или неявное: мои действия избавят меня от неприятностей (наказания, отрицательной эмоции), которые будут в случае моего бездействия. Если же выполнение действия даст что-то приятное, и я думаю об этом, то я опираюсь на положительные эмоции.
Ю. Орлов приводил пример: «Я могу думать так: «Не прочту лекцию — будут у меня неприятности с деканом». Но я могу сказать себе: «Я имею случай снова общаться с моими прекрасными слушателями, которые дадут мне возможность получить удовольствие от лекции». Вот так во мне зреет и укрепляется насильник или свободный человек — причем как по отношению к себе самому, так и по отношению к другим людям».
Насилие — это такой тип управления человеком, когда желаемое поведение вызывается угрозой неприятных эмоций (стыд, вина и др.): пусть я не хочу чем-то заниматься, но мне придется, так как иначе я переживу отрицательную эмоцию. И вот энергия ума, души, тела идет на реализацию стереотипа, программы.
Ненасилие — это управление с опорой на положительные эмоции, через ожидание удовольствия. СГМ утверждает, что нужно стремиться управлять собой и другими с опорой на положительные эмоции.
«Раб бежит от наказаний, мастер жизни все делает с удовольствием», — говорил Ю. Орлов. Насилие вырабатывает отвращение (поэтому не нужно заставлять, принуждать что-то делать).
Без насилия можно решать еще одну задачу — устранять нежелательное поведение. Это делается не наказанием, а угашением — оно происходит, когда поведение не приносит удовольствия. А заменить его нужно на желательное, «приманив» его ожиданием приятных переживаний.
Так работает управление без насилия. Конечно же, перестройку нужно осуществлять постепенно и каждый раз действовать по обстоятельствам.
«ВЫБИРАЙТЕСЬ СВОЕЙ КОЛЕЕЙ!»
Первый шаг развития индивидуальности — принять себя таким, каков ты есть, а не таким, каким тебя считают другие или же каким ты хотел бы быть. Именно безусловное принятие себя и позволяет отстроиться от социально-культурных стереотипов, которые программируют наше мышление и поведение, угрожая отрицательными эмоциями. Благодаря саногенному мышлению человек может сознательно следовать шаблонным программам поведения или не следовать им. «Когда мы сливаемся со стереотипами и реализуем их безотносительно к обстоятельствам и высшим ценностям, мы становимся биороботами, — говорил Юрий Михайлович. — Культура программирует каждого из нас, не заботясь о нашем благополучии. Культуру надо признавать, но не давать ей себя растерзать».
Принятие самого себя идет через терпимость к рассогласованию того, каков я есть на самом деле, и совокупности моих представлений о том, каким я должен быть. Если принять себя трудно, стоит задуматься над такими вопросами: когда меня не принимали? Для кого я был недостаточно хорош? Когда меня принимали хорошим, а плохим — нет?
Принимая себя таким, какой я есть, я одновременно учусь принимать других людей такими, какие они есть, в сумме их достоинств и недостатков, а не такими, какими они должны быть, по моему мнению. Тем самым предотвращается огромное число конфликтов, не говоря уже про отрицательные эмоции.
Развертывание своей индивидуальности должно идти по пути ненасилия или же усилий на грани приятного. В соответствии с принципами управления без насилия желательно, чтобы каждый шаг к цели был не только доступным, но и приятным. Любое наше действие должно быть (по возможности) связано с предвкушением удовольствия, которое действительно наступает после его исполнения.
Нужно стараться все делать с удовольствием. Заставлять самого себя — значит совершать насилие, предпочтительнее с собой договариваться. По мнению Ю. Орлова, человек, который с удовольствием бегает по утрам, достиг неизмеримо большего, чем тот, кто заставляет себя бегать быстрее и дальше.
Каждый человек делает свое дело в соответствии со своими целями и способностями. Тут нет соревнования. Если что-то не выполнено — не вините себя: значит, то, что мешало его выполнить, было существенным, и вы не учли всех своих возможностей и обстоятельств. Думайте так: «Я сегодня делаю свое дело лучше, чем вчера, а завтра сделаю лучше, чем сегодня. Помогаю тем, кто не может делать так, как я. Радуюсь, если у кого-то лучше, чем у меня, учусь у них».