Задаривание
К этому явлению специалисты в области детской психологии настроены скептически и выделяют следующие негативные последствия:
Тормозится развитие способности к фантазированию, воображению:
ребенок, не исчерпав развивающих возможностей игрушки и заскучав, переключается на все новые и новые. По мере взросления и развития интеллектуальных способностей такой «счастливый обладатель» огромного количества полезных игрушек может демонстрировать поверхностность мышления, неспособность мыслить творчески и проявлять упорство в отличие, например, от сверстника, который с помощью одного конструктора способен и собрать новую модель, и организовать настольную игру, и сделать полезную для дома вещь.
Ребенок, привыкший получать все-все, не чувствует границ дозволенного
По мере взросления эта черта все ярче проявляется в отношениях сначала с родителями, а потом и с другими людьми (эгоцентризм, нежелание/неумение уважать интересы другого человека). Сам ребенок в этом случае дезориентирован, не понимает, что происходит, почему, к примеру, одноклассники не стремятся подстраиваться под его капризы, избегают общения с ним.
«Задаренный» ребенок не успевает пожелать
Когда видишь внешне благополучного подростка, который на вопросы о своих желаниях, планах, намерениях отвечает «не знаю», с уверенностью можно предположить, что за него желали его родители.
Развивается некая эмоциональная привередливость, проще говоря – неумение радоваться простым вещам
Постепенно эмоциональный подъем, вызываемый дарами, становится менее интенсивным, повышается порог впечатлительности, нужны новые и более сильные раздражители, поводы для радости. В некоторых случаях для удовлетворения потребности в ярких эмоциях ребенок/подросток обращается к экстриму или провокационным формам поведения.
У подрастающего ребенка может постепенно формироваться разрушительное чувство вины
Если родители практикуют регулярные упреки в том, что все для него делают. Это один из самых грустных сценариев. Чувство вины укореняется в подсознании и находит выход в виде агрессии.
Подарки, когда их слишком много, делают детей закоренелыми материалистами
Любые подарки, в конечном счете, просто вещи, и при необузданном дарении именно вещизм заполняет собой то место в голове ребенка, где должна формироваться шкала нравственных ценностей.
В первую очередь страдает воспитание эмпатии и сострадания, констатируют американские психологи на основе исследования «Material Parenting: How the Use of Goods in Parenting Fosters Materialism in the Next Generation», проведенного Миссурийским университетом и Колледжем делового администрирования при Иллинойском университете. Более того, они указывают, что именно материалисты находятся в зоне риска с точки зрения неблагополучия в семье, зависимости от азартных игр, наличия финансовых долгов.
Не прячьте ваши денежки
Приведем несколько причин: В канун встречи 2017 года ВЦИОМ провел опрос 1600 россиян старше 18 лет относительно их отношения к различным подаркам. Оказалось, для взрослых все не так радужно, как для «задариваемых» детей. Наши желания не совпадают с нашими возможностями. Например, презентовать друзьям на праздники и важные даты сувениры готовы 30 % опрошенных, тогда как получить их в подарок хотели бы только 8 %, конфеты/алкоголь – 26 % против 6 %, игрушки – 24 % против 1 %, парфюмерию и косметику – 19 % против 9 %. Самым желанным подарком остаются деньги, причем доли тех, кто хотел бы их получить, и тех, кто планирует их вручать, очень близки (15 % и 13 %). Не намерены дарить подарки на официальные государственные праздники 14 %, а готовы отказаться от их получения 19 %.
Почему родители задаривают детей?
Приведем несколько причин:
- 1. Родитель компенсирует недостаток любви/внимания/заботы, потому что много работает, сильно устает, живет в другом городе, разведен(а). Так он избавляется от чувства вины.
- 2. Бывает, что родители просто не умеют проявлять свою любовь. Когда дети вступают в подростковый период, общение усложняется, и тогда проще «откупиться» подарками.
- 3. Для некоторых родителей это эффективный способ управлять поведением ребенка – манипуляция, посредством которой обеспечивается удобное для себя поведение.
- 4. Родители покупают подарки в большом количестве на свой вкус, чтобы «воздать» себе то, чего сами были лишены, реализуя собственные детские мечты.
- 5. Следование модному тренду «завалить подарками», стремление поступать, как знакомые/друзья/родственники, удовлетворяют потребность родителя быть «на уровне», «не хуже других». Как правило, истинные потребности ребенка при этом игнорируются.
«Нередко чем дороже подарок, тем дешевле намерения».
Подарки для радости
Самое полезное, что может сделать даритель, – понять, в чем на самом деле нуждается его ребенок. Вариантов не так уж много, и все они не материальны (любовь, внимание, признание, статус). Сам же подарок лишь является средством удовлетворения той или иной потребности, желания. Исходите из принципа «все мы разные, и радости у всех разные».
Научите ребенка делать подарки с душой
Рассказывать не надо, организуйте совместный «мастер-класс»! Обмен подарками – это замечательный ритуал.
Не приурочивайте к Новому году или дню рождения то, что вы и так купили бы
…просто выполняя родительский долг. Подарок – нечто исключительное, то, что отличает праздник от будней.
Самое главное правило: «Лучший мой подарочек – это ты!»
Какого бы возраста ни было ваше чадо, лучший подарок – это ваше внимание и любовь.
Сколько подарков дарить на праздник?
Обратимся к научному подходу: по мнению большинства психологов, ребенку в любом возрасте будет достаточно трех подарков от родственников – родителей, бабушек и дедушек. Ребенок, который получает десять и более подарков, чувствует внутреннее перенасыщение и «эмоциональное выгорание» – то есть теряет способность эмоциональной оценки, не может искренне радоваться.
Понаблюдайте за ребенком – открывая десятую коробку, малыш остается безучастным и чаще всего даже не играет с новой игрушкой или конструктором. Это яркий сигнал о том, что количество подарков стоит сократить.
В вопросе выбора подарков лучше всего ориентироваться на здравый смысл и потребности ребенка и дарить те игрушки, которые помогут ему развивать воображение, физические и социальные способности.
Если в школе у ребенка не ладится общение со сверстниками, подарите малышу популярную настольную игру, в которую можно играть с одноклассниками. Пусть подарков будет меньше, но они станут по-настоящему ценными для вашего ребенка.