Ехал я недавно в бостонском метро, которое местные зовут просто «Ти», дорога мне предстояла относительно долгая. Неподалеку стоял мужчина и заглядывал кому-то в газету через плечо. А на кармане у него висел пропуск, на котором были указаны имя и фамилия. У меня газеты с собой не было, зато был телефон. Я зашел на страничку поиска в Интернете… через две минуты я знал, где мужчина родился, учился, что занимается исследованием рака, у него докторат в Гарварде, почему он решил заняться наукой, вплоть до хобби и семейного положения. Ощущение было немного странное, вот едет рядом со мной человек… я о нем все знаю, а он и не подозревает. Даже появился неожиданный внутренний порыв подойти к нему, хлопнуть по плечу и сказать: «Слушай, а твоя последняя статья в Nature — просто отличная».
Конечно, этого я не сделал, а вместо этого вспомнил об одной коллеге по работе, которая буквально за два дня до этого долго мне объясняла, почему не хочет регистрироваться в социальной сети Facebook. Доводы были известны: зачем делиться с кем-то информацией и создавать новые угрозы для вмешательства в личное пространство. Я ее попытался убедить в обратном. Она даже согласилась, но все равно страничку в социальной сети она заводить не намерена. Правда, потом немного подумала и добавила: «Пока…»
Но давайте задумаемся, вернувшись к моему соседу по бостонскому метро, так ли страшно, что там произошло? Ведь на самом деле я не вычислил ни его адрес, ни номер его кредитной карточки. Мне стало известно, что передо мной высококлассный специалист, человек интересный и достойный всякого уважения. Более того, с большой долей уверенности можно сказать, что я выяснил то, что он хотел бы, чтобы о нем знали.
Интернет — это уникальное пространство, потому что это именно здесь, как нигде, мы можем сами конструировать свои личности. Блоги, социальные сети, страницы со стихами, прозой и фотографиями — все эти следы мы оставляем, формируя свою виртуальную идентичность. Но в отличие от физического пространства здесь мы можем этот процесс рефлексировать и контролировать. Бояться нарушения приватности стоит до того момента, когда понимаешь, что в Интернете мы строим себя сами. Причем идентичностей можно строить несколько, рассчитывая на разные аудитории и преследуя разные цели. Отсюда менеджмент виртуальной репрезентации становится, с одной стороны, своего рода исскуством, а с другой стороны — зовом нового информационного общества. Если не начнешь конструировать себя сам, за тебя это сделают другие.
Создание себя в виртуальном пространстве важно не только потому, что вы хотите, чтобы о вас знали только хорошее. Хоть это и полезно, ведь все больше и больше людей, идя на встречу с незнакомым человеком, первым делом «пробивают» его по «Гуглу» или «Яндексу». Однако истинное значение глубже. Дело в том что, виртуальная личность — это не просто инструмент имиджа, а сетеобразующий фактор. В зависимости от того, как вы строите себя в виртуальном пространстве, вы притягиваете к себе разные аудитории. Если до этого круг знакомств ограничивался, к примеру, соседями, бывшими сокурсниками, коллегами по работе и случайными девушками из-за соседнего стола в баре, то Сеть позволяет максимизировать связи и объединять людей, которые интересны и полезны друг другу. В этой ситуации мы все немного пауки, потому что хотим привлечь к себе людей, в которых мы заинтересованы, а наша виртуальная личность — это сеть, которую мы раскидываем в глобальном информационном пространстве. Иными словами, виртуальная личность — это механизм формирования социального капитала.
Впрочем, при этом не стоит забывать, что на самом деле пространство реальное и виртуальное не разделимы. Виртуальная личность — это наше отражение, и, наоборот, мы — отражение нашей виртуальной личности. Помните сказку про Крошку Енота и Того, кто сидел в пруду? Давайте строить себя так, чтобы однажды не испугаться, заглянув в виртуальный пруд, а сказка о Крошке Еноте не превратилась при этом в историю портрета Дориана Грея.