Грань между талантом и гениальностью
Обыденное понимание этих явлений таково:
- Гениальность – это наивысшая форма развития творческого потенциала, таланта.
- Талант – это особенные, выдающиеся способности человека в каком-либо виде творческой деятельности.
- Посредственность – это бездарность, бесталанность, ничего из себя не представляющий человек.
Но давайте разберемся, так ли это. Учеными до сих пор ведутся споры, чем же на самом деле являются вышеназванные характеристики человеческой личности.
Больше всего неясности в вопросе, где та грань, которая разделяет гения и талантливого человека. Если гениальность – наивысшая форма развития таланта, то как же тогда можно говорить о гениальности ребенка? Ведь факт существования гениальных детей никто не оспаривает. А если отвлечься от человека, то существуют еще гениальные животные, растения или даже явления природы. Может быть, прозвучит парадоксально: бывают гениальные люди, которые не обладают никакими особыми талантами. Но мы интуитивно чувствуем, что они – гениальны.
Гениальность творца еще зависит и от гениальности воспринимающего творческое произведение.
Сейчас известно несколько случаев, когда всемирно известные музыканты в простой одежде играли где-нибудь в подземном переходе или общественном холле и множество людей проходило мимо, даже не остановившись послушать прекрасное исполнение. Хотя многие из них платили большие деньги, чтобы попасть на концерт этого гениального музыканта.
Или другой пример. Знаменитый Криштиану Роналду, переодетый стариком, показывал свое виртуозное владение мячом в центре Мадрида. Все равнодушно проходили мимо, и только один мальчик был восхищен и радостно откликнулся на предложение поиграть с ним, за что и получил потом футбольный мяч с автографом знаменитости. Когда же известный футболист снял парик и маску, толпа ринулась к нему за фотографиями и автографами.
Опережая свое время
Наверное, сами гении точнее всего говорят о гениальности. Иоганн Вольфганг Гете: «Гениальность – это точная фантазия». Ему вторит Сальвадор Дали: «Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального». И он же: «Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел».
Гений заключен в парадоксе, он до конца не может быть понят и принят, особенно – современниками. Сущность гения в том, что он всегда опережает свое время, всегда видит больше и дальше других. Основа гениальности – в инициативе, в любознательности, в простоте без изъяна.
Отсюда можно сделать вывод, что каждый ребенок – гениален. Он прост, любознателен и активно инициативен.
К сожалению, мы, взрослые, замотанные своими повседневными делами, часто пренебрегаем детской гениальностью, как в свое время пренебрегли и нашей. Мы подавляем детскую инициативу и любознательность, разумеется «для их же пользы», а на самом деле – для собственного удобства и спокойствия. Навязываем свои правила, часто излишние, искусственно «усложняем» ребенка, лишаем его целостности и простоты.
Очень важно давать ребенку пространство для освоения и проявления своей гениальности. Она может выражаться в чем угодно, в любой творческой активности, а не только в способности к определенному виду деятельности. Особенно к той, которая нравится его родителям и которую они, порой неосознанно, пытаются навязать ему, тем самым отрицая и подавляя его подлинное призвание.
В подлинном призвании, или особой, только этому конкретному человеку присущей способности, и скрывается одаренность или талант. Особая одаренность в каком-либо виде деятельности обусловлена врожденными качествами, она обычно является односторонней, узконаправленной.
Талантливый в какой-то одной области человек зачастую неуспешен или даже совершенно беспомощен в другой.
Это давно подмечено народом и нашло свое выражение в пословице: «Таланту нужно помогать, бездарность и сама пробьется».
Есть ли у меня талант?
Как понять, талантлив человек или нет и в чем именно он талантлив? Конечно, когда мы видим результат деятельности одаренного человека, мы понимаем, в чем его талант. Там, где другой сделает плохо или бездарно, одаренный человек сделает быстро и хорошо, по-своему уникально, талантливо.
Но если судить только по результату, то если у человека нет готового продукта, он что – обязательно бездарен? Вовсе нет. Возможно, этот человек просто не занимается тем делом, в котором он одарен. Или занимается, но пока еще не достиг значимого результата. Мы видим, что он снова и снова прилагает все свои способности и усилия именно в этом направлении, его не нужно мотивировать, ставить перед ним цели, он все равно будет этим заниматься.
То есть определяющей чертой таланта является способность прилагать повторяющиеся усилия в определенном направлении, сверхмотивация.
Снова хочу привести пословицу: «Что для бездарности – цель, то для таланта – средство». То есть талантливый художник всегда будет писать картины, даже если это не приносит ему ни признания, ни денег, потому что он не может жить без этого.
Яркий пример – Винсент Ван Гог, который получил признание только после смерти, прожил жизнь в нужде и сводил концы с концами только благодаря помощи своего брата. И Казимир Малевич, который стал знаменит при жизни, был назначен крупным чиновником от искусства. А вот что он писал в школьном сочинении, когда ему было 13 лет: «Мой папа работает управляющим на сахарном заводе. Весь день он слушает, как рабочие матерятся… поэтому, вернувшись домой, часто матерится на маму. Поэтому когда я вырасту, то стану художником: не надо материться с рабочими, не надо таскать тяжести… Хорошая картина стоит много денег, а нарисовать ее можно всего за один день».
Самым известным полотном Малевича является «Черный квадрат», который оценивается сейчас в $20 000 000. Но является ли эта картина талантливым произведением или же великим пиар-объектом, по типу «платья голого короля», до сих пор ведутся жаркие споры. Известен факт, что до Малевича уже существовало как минимум три известных «Черных квадрата», первый из которых был написан за 300 лет до него. Несомненно, что он был талантливым организатором и пиарщиком.
Еще одна неотъемлемая черта таланта – уникальность, исключительность.
Простой способ понять, в чем ты одарен, – представить, что ты лишился этого дара. Например, что вдруг – потерял зрение. И тогда привычное, обыденное доселе проявит свою истинную ценность. Осуществить свой талант, прожить талантливую жизнь – это сложная и ответственная задача. Многие поступаются своим талантом, своим истинным призванием в погоне за мифическими достижениями других, движимые завистью, жаждой славы, денег, успеха.
К психологам часто обращаются люди, достигшие значительных высот, признания и вдруг, на вершине успеха, осознавшие, что все это им не нужно, что они живут не своей жизнью, что жизнь их пуста и никчемна. Это как раз и означает, что они предали свое истинное призвание, пренебрегли своим талантом.
Так ли плоха посредственность?
Хотелось бы вернуть достоинство и придать верное звучание слову посредственность. Почти до XIX века это слово не носило уничижительного характера. И означало – нормального, среднего человека, способного жить по средствам, на свои средства, обеспечивать себя и свою семью.
В русском языке слово «посредственность» произошло от прилагательного «средний», «срединный». В латыни есть понятие Aurea mediocritas – «золотая посредственность, золотая середина».
Качества посредственности, вытекающие из ее свойств, – это ее устойчивость, причем устойчивость во времени, постоянство, обладание определенными умениями, мастерством. Большинство благ нашей жизни создано и обеспечивается посредственностями, которые ежедневно, постоянно, своевременно и умело делают свою работу. Таким образом, посредственность является еще одним полноправным измерением творческой жизни.
Качества посредственности жизненно необходимы как гению, так и таланту. Чтобы гениальная идея воплотилась в жизнь, необходимы сверхусилия таланта, а также мастерство, постоянство и своевременность посредственности.
Нельзя одно заменить другим. Так, можно бесконечно генерировать идеи, но без их разработки и воплощения они останутся просто идеями. Можно бесконечно повторять усилия, но это может не дать результата без новой инициативы, свежей идеи. Избытком средств нельзя компенсировать недостаток оригинальности и уникальности.
Важно принимать, поддерживать и осваивать все три измерения творческой жизни: инициативу гениальности, сверхмотивацию и уникальность таланта и заботу о средствах посредственности. Своевременное, умелое и уместное использование каждого элемента творческой жизни и образует такую систему, которую мы называем полноценной. И именно она так близка к состоянию счастья.