НАША ПСИХОЛОГИЯ: Кого в вас больше – художника, писателя, психиатра?
АНДРЕЙ БИЛЬЖО: Психиатрия, карикатура, писательство – это все веточки одного дерева. Я с детства был наблюдательным мальчиком, любил стоять в переходе метро и смотреть на людей, не замечая времени, придумывать разные истории. Когда я ездил в метро с папой, мы друг другу на ухо рассказывали про людей, сидящих напротив. Сидит человек, читает газету «Правда», рядом с ним дама какая-то, и ты придумываешь про них историю – чем они могли бы заниматься, откуда они едут и куда. Это была для меня некая игра.
НП: Можно ли чему-то научиться у людей, которых считают нездоровыми?
А.Б.: Безусловно. Еще Петр Борисович Ганнушкин говорил: «Норма – это серость». Если всех одеть в серые пиджаки, рубашки и одинаково причесать, то это будет как раз норма, поэтому мы все акцентуированные личности в той или иной степени. Существуют компенсированные психопатии, всевозможные аффективные состояния, депрессии, гипомании, мании. И все это дает краску для личности, поэтому можно считать это и патологией, и нормой. В голове моей родилось такое определение – патология нормы: вроде бы нормальные люди, а несут публично полную ахинею. У душевнобольных я научился очень многому, это безумно интересно, потому что ты открываешь для себя неизведанные миры, островки того, что редко встречаешь у людей, с которыми общаешься в нормальной жизни. Когда я зашел в ординаторскую, впервые попав в психиатрическое отделение – им заведовала Эмма Расуловна Мучаева, – ей позвонил по телефону ее пациент, который был дома, а не в отделении. Психиатр обрастает своими пациентами, и он обречен вести их по жизни. Поэтому хороший психиатр знает всю семью пациента, всех его родственников, бабушек, дедушек – и все они приходят к нему. Больной поступает в отделение, если он живет на участке, только с обострениями. Так вот этот больной позвонил ей и сообщил, что на улице идет дождь, – чтобы она не забыла взять зонтик, берегла себя и не заболела. Такие вещи меня тогда поразили. Еще меня поразила фраза Рубена Александровича Наджарова, замечательного психиатра, тогда одного из лучших психиатров. Я показал ему пациента, рассказал всю его историю – анамнез болезни был переплетен в ней с анамнезом жизни, в которой он, например, бросал жен. Это было перед уходом Наджарова из психиатрии и незадолго до его ухода из жизни. Он сказал: «Знаешь, не все можно объяснить психиатрией, иногда бывают просто подонки!»
Некто Петрович
Основной герой его карикатур – некто Петрович, собирательный образ маленького человека, нашего современника. Почему именно Петрович? Автор объяснял это тем, что Петрович – единственное «несокращаемое» при произношении отчество в русском языке, в котором проговариваются все буквы.
Награды
Премия «Золотой Остап – 94» – «лучший карикатурист (профессиональная премия в области юмора)».
Лауреат премии «ТЭФИ» (1997).
Премия «Серебряный гонг» – «лучший художник прессы».
Мультсериал «Однажды Петрович» отмечен специальным дипломом «Петровичу как культурному явлению» на Международном фестивале анимационного кино «Таруса-2000».
НП: Какой бы диагноз вы поставили среднестатистическому москвичу?
А.Б.: Не знаю, это сложный вопрос. Мне, как бывшему научному сотруднику, трудно говорить о среднестатистическом человеке. Это человек, родившийся в Москве, или человек, который приехал десять лет назад?
НП: Те, кто ходит в офис каждый день, кого называют средним классом.
А.Б.: Они сидят в Интернете. Очень интересен «Фейсбук». Люди, которые все фотографируют, – это же безумно интересно. «То, что я ем», «фотография моей кошечки» – человек не может без этого, он все выкладывает. Не потому, что ему это кажется интересным и он так любит жизнь, просто он не может без «Фейсбука». Если он не выложил, то он и не живет, это подтверждение его существования. Москва вообще стала каким-то другим городом, не моим, не тем городом, в котором я родился. Я периодически живу в Венеции, и, если бы меня спросили про среднестатистического венецианца, мне было бы проще ответить, потому что Москва превратилась в очень разношерстный город, очень разный – социально, по национальностям, культуре, как и все мегаполисы. Но в Нью-Йорке все произошло постепенно, а у нас – с дикой скоростью. Того, что мы сейчас видим, не было даже пять лет назад, а десять лет назад все было по-другому. В моем дворе за помойкой сидят дворники из Средней Азии, пьют водку и пиво, играют на гармошке, и через какое-то время они будут москвичами. Они больше ездят на велосипедах, чем москвичи, все с мобильными телефонами. Если вы зайдете за городом в салон мобильной связи, то увидите десять – пятнадцать выходцев из Средней Азии, которые обсуждают мобильные телефоны. Это первая ступень обогащения и социализации, они все время разговаривают по мобильному телефону – не знаю, какие у них тарифы. Скорее всего, большинство из них – будущие москвичи. Среднестатистического москвича не выходит: это получается человек с азиатским лицом, сидящий в «Фейсбуке», на велосипеде, с дешевым мобильным телефоном, который не знает улиц Москвы, не знает, что такое Триумфальная арка, находясь рядом с ней. Москвич, который знает свой город, – уходящая натура. Все пользуются навигаторами – это гораздо проще.
Для меня то, что нас окружает в обществе, интереснее, чем все остальное. Если человек умеет видеть и чувствовать, то ему не нужно ничего надстраивать – так глубока, иронична, драматична жизнь.
НП: Вы по профессии психиатр. Между психиатрами и психотерапевтами, мне кажется, зреет конфликт…
А.Б.: Психотерапевтом невозможно стать, не будучи психиатром. Я учился на курсах психотерапии, где все были психиатрами, других не было. Отношусь к психотерапии совершенно нормально. Не вижу никаких противоречий, каждый должен заниматься своим. Шизофрению невозможно лечить с помощью психотерапии, а невротические состояния – возможно. Психолог может заниматься психокоррекцией, а терапия – это лечение. Для того чтобы лечить патологию, ее нужно знать, а знать ее может только человек с медицинским образованием, по-другому не бывает. Педагог не может лечить, он может корректировать, он не отличит начало шизофренического процесса, который иногда проявляется просто в неправильном поведении ученика. Бывает, что у человека вроде бы плохое настроение, а на самом деле эндогенная депрессия, которую нужно лечить антидепрессантами. Я вел программу «Наболевший вопрос» со священниками, которые отрицали депрессию. Будучи специалистом по депрессиям, я им рассказывал, что есть эндогенная депрессия: все суициды, известные психиатрии, – это суициды депрессивных больных. У меня был случай, когда я увидел своего больного, выписанного из отделения позднего возраста, в бассейне, в который я ходил. За шкафчиком я услышал знакомый голос, его взрослый сын привел его в бассейн. Это замечательный сын, он пытался его растормошить, вернуть к жизни. Он говорил: «Папа, ну пойдем! Помнишь, как ты меня водил в бассейн?» Я заглянул за шкафчик и увидел человека в тяжелейшей депрессии, он сидел и не мог раздеться, а сын занимался психотерапией. В этом смысле я отказываю педагогам и психологам, и тем более социологам, в праве заниматься психотерапией.
БИОГРАФИЯ
26 июня 1953 года родился Андрей Бильжо, карикатурист, художник, член Союза художников России, академик Академии графического дизайна, почетный член Академии художеств Российской Федерации, кандидат медицинских наук, врач-психиатр. Учился в художественной студии при Дворце пионеров.
Окончил 2-й Медицинский институт и ординатуру по психиатрии.
Основатель клуба-ресторана «Петрович». Идею и дизайн ресторана придумал в 1997 году.
Проиллюстрировал учебник «Русский язык для старшеклассников», а также десятки книг, где является автором рисунков и текстов.
Был телеведущим на каналах «Пятый канал», REN-TV, «Мир».
Его мультфильмы (которых более ста) выходили на Первом канале и НТВ.
НП: А коучи, бизнес-тренеры, гуру, которые учат жизни? Как вы относитесь к этой категории людей?
А.Б.: Если это люди с большим жизненным опытом и с багажом знаний, если они с психологическим образованием – пускай учат.
НП: В каком возрасте такой багаж появляется?
А.Б.: Смотря чему учить.
НП: Успешности.
А.Б.: Если этим занимается человек, достигший успеха, – а я таких не видел, – то пожалуйста (смеется). Одно дело, если этим занимается крупный бизнесмен, сделавший большое состояние, который ведет тренинг бесплатно, потому что ему не надо зарабатывать деньги. Другое – если это тридцатилетний молодой человек, который ничего не достиг, а зарабатывает деньги с помощью этих лекций. Для меня успех – это творческие победы, это когда достаточно денег, чтобы твои близкие жили в комфортном состоянии и были здоровы. А яхта – не критерий успеха.
НП: Чем вам нравится Венеция?
А.Б.: Очень много чем. Мой глаз там не устает. Каждый раз независимо от того, какие лучи солнца, идет ли дождь, я вижу Венецию другой, там не бывает плохой погоды. Все меняется каждую секунду, и мне там не скучно. Там нет машин, можно ходить пешком. Вода, звуки, запахи, еда – все доставляет удовольствие. Когда ты там не год и не два, а тринадцать лет, ты знаешь маршруты, где нет туристов. Турист приезжает в одиннадцать утра и уезжает в шесть вечера. После шести – семи часов вечера на Сан-Марко совсем мало народа. В декабре на закате солнца на Сан-Марко можно насчитать шесть человек. Мы же не болтаемся каждый день на Красной площади (смеется).
НП: Чем отличается итальянец от москвича?
А.Б.: Итальянцы очень толерантны, очень улыбчивы, радостны, инфантильны, особенно островитяне. Венецианец, оказавшийся в городе, похож на деревенского жителя: он теряется, потому что Венеция – это большая пешеходная деревня. Италия всегда привлекала русских, как притягиваются плюс и минус.
НП: Сейчас очень распространена «надстройка» реальности: огромное количество людей играет в игры, другие уходят в сериалы, кто-то фотографирует. Надстраиваете ли вы каким-то образом свою реальность?
А.Б.: Для меня то, что нас окружает в обществе, интереснее, чем все остальное. Если человек умеет видеть и чувствовать, то ему не нужно ничего надстраивать – так глубока, иронична, драматична жизнь.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
СВОЙ ПАРЕНЬ, ПСИХИАТР
Всякий психиатр обязан быть хорошим бытописателем. Читая интервью, убеждаешься в этом с очевидностью: осязаемы детали, каждая фраза отзывается схожими впечатлениями и настроениями. Интервью в высокой степени психотерапевтично. Андрей сначала располагает к себе – мы чувствуем его «внутреннего ребенка». Потом обозначает чувствительные зоны для подавляющего большинства читающей публики. И вот мы уже принимаем его «как своего». Справедливо рассуждая о неоднозначности «нормы» и «патологии», Андрей Бильжо виртуозно смягчает возможное напряжение в отношении своей профессиональной принадлежности. Персонажи его воспоминаний, мудрые и тонкие наставники, коллеги – это люди, растворенные в жизни своих пациентов. И наконец, Андрей делится позитивным опытом наблюдения и погружения в прекрасное. Перед читателем предстает тот самый «вечный полог Красоты», созерцание которого спасет от «вселенской раны Бытия».
психотерапевт, кандидат медицинских наук