МАССОВАЯ ИЛЛЮЗИЯ
Павел ГУРЕВИЧ
– российский философ, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН.
Мне часто приходилось писать о людях, которые пользуются популярностью. Для того чтобы человек стал популярным, он должен обладать набором определенных качеств. Например, в прошлом такими качествами являлись достоинства человека, его ценности, порядочность, честь, то, что составляет внутренний мир человека. Но в наши дни для популярности достаточно социальной успешности. При этом не важно, как человек стал известным, какие у него личностные качества. Но если он достиг этой успешности – он может стать популярным.
Мария Тереза, монахиня, ощутившая собственное призвание как помощь страждущим, посвятила свою жизнь больным, несчастным созданиям, отказывая себе даже в самом необходимом. Она радовалась, глядя на то, как другие люди преодолевают страдания. Кажется – социального статуса нет, человек вроде незаметный, но она осталась в истории как чрезвычайно популярная личность.
Или вот Махатма Ганди, вождь индийского народа. Он не стал участником никаких революций, не развязывал войны, но был человеком чрезвычайно популярным в силу личностных качеств. Его кредо – непротивление злом насилию.
Сегодня же мы создали общество потребления, поэтому потребляется и популярность. Менее важны стали честные, порядочные люди. Посмотрите на современных европейских лидеров, за некоторыми из них тянутся различные криминальные истории – как за Януковичем или Берлускони. Когда-то они совершали преступления. Сами как политики они люди неинтересные, трусливые, однако популярные. Их известность определяется государственной должностью.
Вспомним еще Наполеона III. Ничтожный человек, плохой политик, но его любили, он пользовался популярностью, потому что его родственник – Наполеон I. И его пример показал, как популярность одного человека была перенесена на другого, который необходимыми качествами не обладал.
Это то, что в психологии называется «массовая иллюзия», когда идентифицируют человека с каким-то значимым лицом, но он этот имидж ничем поддержать не может. Есть еще механизм проекции. Когда некие качества, которые ценятся в обществе, проецируются на человека, и он становится популярным.
Так, Эрик Эриксон анализировал личность Гитлера. До него в анализе нацизма была такая точка зрения: Гитлер стал во главе своего народа только потому, что владел искусством манипуляции. Эриксон показал, что это не так: люди сами обманывались, они проецировали свои чувства на Гитлера, желая создать сильную Германию, отыграть позорный Версальский мир, поднять страну с колен. Сейчас, если послушать записи выступлений Гитлера, кажется непонятным, как можно попасть под обаяние этих речей? У него даже голос неприятный. Но тогда массы слушали его и шли за ним, потому что они проецировали свои чувства и свои желания на этого человека.
Сегодня, как и всегда, лидер, популярный человек, должен быть природным харизматиком, сильным человеком. В свое время, когда Юрий Лужков хотел стать президентом, то консультанты, в числе которых был и я, сразу сказали: Лужков не обладает харизмой. У него был собственный притягательный имидж, но для политической жизни этого недостаточно.
Если человек выступает в качестве политика, то он должен ориентироваться на какие-то социальные слои. Время, когда ты можешь выступать с национальной идеей – то есть собрать все общество под одним флагом, – по-видимому, ушло. Сейчас политический лидер (посмотрите на Европу или Штаты), чтобы стать президентом и победить своих соперников, может обращаться, например, к людям нетрадиционной сексуальной ориентации и дать им сигнал, что он их поддерживает. Обратиться к низшим слоям общества и озвучить то, что им нужно. Многие современные политические лидеры получили свои кресла за счет апелляции к самым низшим социальным стратам.
В наши дни многие политики не обладают необходимыми качествами, но они весьма популярны, потому что телевидение может предложить любой имидж.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ
Хакамада И.
В предвкушении себя: от имиджа к стилю.
М.: Альпина Паблишер, 2014
Имидж – это игра для себя любимого или путь к бизнес-успеху? Стиль – это врожденное чувство гармонии или ему можно научиться? Как проявить свою индивидуальность в мире навязанного потребления? Как найти гармонию между своим внутренним «я» и внешним образом? Автор не просто описывает свое видение стиля, она рассказывает о своей философии жизни. Ведь одежда, прическа, обувь, аксессуары – это средство самовыражения, обеспечивающее единство тела и сознания, а значит, профессиональный успех.
ЛИДЕРЫ И ЗВЕЗДЫ
Алексей РОЩИН
– социальный психолог.
У популярности есть два аспекта: можно быть популярным в малой группе и в социуме. Популяр¬ность в малой группе касается социальной психологии, популяр¬ность в социуме – это скорее к социологии вопрос.
Но если говорить о социальной психологии, то тут, конечно, в первую очередь надо вспомнить выдающегося психолога Джейкоба Морено, создавшего в свое время психодраму и социометрию. Что такое социометрия? Это теория межличностных отношений в группах. Она изучает малые группы (от шести до двадцати человек: классы, рабочие группы, цеха, компании друзей – главное, что они связаны между собой чем-то – от интересов до одного помещения, в котором пребывают).
Идея состоит в том, что отношения внутри малой группы можно измерить и представить в виде некой схемы. Например, в анкете сказано: укажите трех человек из вашей группы, к которым вы хорошо относитесь. И человек пишет, положим: к Свете, Коле и Паше. А потом задается другой вопрос: а кто вам в этой группе не нравится, к кому вы плохо относитесь? Вплоть до вопросов, с кем бы из группы вы пошли в разведку, а с кем нет. В результате получается такой набор выборов. В каждой группе происходит расслоение: некоторые люди получают наибольшее количество выборов, их можно назвать популярными.
Оказывается, одно дело – выбрать того, кто более симпатичен, а другое – того, с кем ты пошел бы в разведку. Те, кто вам просто нравится, – не всегда те же люди, к кому вы обратитесь в сложную минуту. Например, нравится вам Петя и Маша, а в разведку вы бы пошли с Колей. Вот такие Коли называются лидерами. А те, кого выбрали как наиболее приятного человека, – звездами. В любой группе есть лидеры и звезды, они могут быть в одном лице, но это не обязательно. С теми людьми, которые нам нравятся, мы чаще отдыхаем (душой), а лидер – этот тот, кому ты доверишь себя куда-то вести, потому что он знает, что делать и как делать.
Звезды – это, как правило, люди красивые. В большинстве случаев они не конфликтны, по крайней мере внешне. Могут быть даже жуткими интриганами и даже сталкивать других людей лбами, но не делают этого демонстративно, то есть они эмоционально равны и открыты для других.
Что касается лидера – это чаще всего человек, наиболее эффективный в команде. Он лучше других выполняет некую функцию, вокруг которой и строится данная группа. Но при этом он не только хорошо знает свое дело, но еще и способен «видеть картину в целом», распределять обязанности. Лидеры могут быть и грубыми, и авторитарными, но им это прощается, так как они могут организовать процесс.
ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ
Пфеффер Д.
Власть. Почему у одних она есть, а у других – нет.
М.: Карьера Пресс, 2012
Как преуспеть и добиться власти в реальном мире? Что позволяет одним людям быть успешнее других? Автор книги, который консультировал корпорации и обучал студентов МВА, рассказывает о сути власти и ее принципах. Все рекомендации вы вполне можете применить к своей жизни. А для начала – избавьтесь от роли жертвы «феномена справедливого мира», просто перестав верить в то, что в жизни все должно быть честно.
Исследования показывают, что очень многие люди не понимают своего реального положения в группе. Кстати, подобные исследования, как правило, заказываются руководителями компаний, чтобы наладить эффективную работу. Научить человека быть звездой или лидером очень сложно. Редко люди на самом деле хотят и готовы меняться.
Все книги и тренинги из серии «как стать лидером» эффективно могут помочь только тем, кто уже в шаге от личностной трансформации.
СОЦИАЛЬНАЯ ВАЛЮТА
Алексей ГАЗАРЯН
– cоциальный психолог.
Сегодня знакомство с другим человеком часто начинается с того, что его имя вбивается в интернет-поисковики. Сейчас и будущие работодатели, и клиенты, и даже знакомые хотят знать, что о человеке пишут, думают, как отзываются. И чем больше людей говорят или пишут о нем, поддерживают его – тем его популярность выше.
Популярность связана с поддержкой, с симпатией. Если человек популярен – это значит, что плоды его деятельности приобретают, к его мнению прислушиваются, его выбору доверяют. Можно быть известным, но непопулярным. Есть много известных политиков, которые вовсе не популярны. Информационное социальное пространство изменилось, и нередко взаимодействие с человеком связано с оценкой его общественного информационного рейтинга. Во многих областях популярность становится важным фактором профессионального развития. И чем человек популярнее, чем у него больше последователей и сторонников, тем его возможности шире. Популярность стала некоторой социальной валютой. Она позволяет людям за счет того, что они имеют определенную социальную поддержку, превратить ее в реальную пользу для себя и других – финансовые средства, дела, проекты, контакты. Простой пример – это популярность блогеров. В данном случае эквивалент популярности – количество читателей, тех, кто комментирует, делает «репосты» и ставит «лайки». И чем их больше, тем шире у блогера возможности. Популярный человек – показатель того, куда движется общество. Ведь можно стать популярным за счет каких-то личностных качеств и заслуг, а можно – с помощью несложных приемов, сказав просто то, что людям понравится, быть просто ярким, красивым, эксцентричным. Скажите, кто ваша «звезда», и можно сказать, в какую сторону вы идете. Потому что звезды обычно указывают путь. И если в обществе популярен какой-то определенный тип людей – мы можем предположить, в каком направлении это общество движется.