Общий период развития персонажа Круэллы Де Виль составляет более 65 лет. Она вновь вернулась на экраны в 2021 году. Это, без сомнения, говорит о том, что мы ЛЮБИМ госпожу Де Виль и определенно хотим видеть ее еще. Эксцентричная или сумасшедшая? Талантливая или ограниченная? Можем ли мы чему-то научиться у Круэллы и чем опасен ее образ? Представляю вашему вниманию фрагмент проведенного психологического исследования.[i]
1.Стиль материнского воспитания
Первой фигурой, которая появляется в жизни маленькой Эстеллы (имя до переименования в Круэллу), является ее приемная мама. Она «добрая душа» и заботится о ней по мере возможностей.
На первый взгляд, отношения выстраиваются в духе любви, близости и доверия. С другой стороны, именно приемная мама выделяет в отдельный образ и дает имя проявлению нежелательного поведения девочки «Круэлла!». Эстелла – хорошая девочка, Круэлла – плохая. Воспитательные усилия направлены на то, чтобы дочь всегда была Эстеллой: «Будь вежливой! И послушной! И веселой!»[ii] Сами попробуйте соответствовать этому образу долго – получите невроз от постоянного сохранения социальной маски.
В целом, это идеальный невротический образ «женственной женственности», в рамках которого воспитывают многих девочек. Параллельно с атмосферой демократичного воспитания, которую пытается выстроить приемная мать, явно видна линия доминирования Эстеллы в этих отношениях. Она сама принимает решение подобрать собаку; неоднократно проявляет агрессию в школе; не обращает внимания на школьную администрацию; игнорирует требования приемной матери относительно безопасного поведения.
Доминирование ребенка в детско-родительских отношениях для детей вредно, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте — это слишком большая ответственность для ребенка, его нервная система к ней не готова, ведущая роль должна оставаться у родителей. Так взрослые создают безопасные границы, и ребенок чувствует внимание и заботу старших. Если в отношениях ведет ребенок, это приводит к опасным нарушениям правил и требований безопасности. Любопытно, что те дети, которые воспитывались в более свободном стиле, с отсутствием контроля со стороны родителей, став взрослыми описывают отношения с родителями как безразличные, пренебрежительные, с отсутствием любви и тепла.
Ценные подарки приемной матери – отношения доверия и любви, признание способностей.
Сомнительные подарки – «любовь частями», разделение личности на допустимую (Эстеллу) и недопустимую часть (Круэллу); фиаско родительского контроля; попытка воспитания девочки в жестких полоролевых стандартах; попытка воспитания в конформном стиле (стратегия «будь как все»).
2.Проблемы в воспитании одаренного ребенка
Маленькая Эстелла демонстрирует сильный характер и яркое проявление способностей. Ее талант лежит в сфере дизайна одежды, и она демонстрирует все признаки наличия одаренности:
- способности проявляются достаточно рано: «Уже в детстве я поняла, что смотрю на мир иначе, чем другие»[iii];
- Эстелла имеет свое мнение относительно стиля одежды, уверенно доказывает свою позицию;
- быстро усваивает информацию и навыки, относящиеся к сфере интересов: знает названия тканей; определяет ткани по внешнему виду; сама хорошо шьет, например, перешивает свою форму – что говорит о высокой восприимчивости и легком освоении навыка;
- демонстрирует инновационный подход к проблеме, видит решение недоступное остальным (школьная форма принимает неожиданный вид, но при этом хорошо сидит и качественно исполнена).
Как это часто бывает с одаренными детьми, Эстелла имеет сложности в социальной адаптации. В школе она проявляет физическую агрессию, становится жертвой буллинга. При этом у нее довольно высокая самооценка, она считает себя гением. Ей сложно выразить словами, что не так со школой, и она формулирует это как утверждение, что школа воспитывает «не гениев»[iv].
Таким детям, как Эстелла, жизненно необходим индивидуальный подход в обучении, необходим теплый и авторитетный наставник, который, с одной стороны, будет давать пищу для развития навыков ребенка, прогружать его в нужном темпе; с другой стороны, будет социально страховать ребенка, не подавляя и запрещая, а мягко формируя недостающие социальные навыки. Эстелла права: «Воспитать гения – задача посложнее»[v].
3.Влияние оценок взрослых на поведение ребенка
Круэлла от англ. Cruel – жестокий, безжалостный, ужасный, бессердечный, мучительный. Не слишком ли жесткая трактовка со стороны приемной матери того факта, что девочка разорвала сшитую мамой кофту для игрушки? Возможно, Кетрин (приемная мать) действительно подозревала в девочке психопатические наклонности и старалась работать на опережение? Не нарекла ли она чрезмерно негативным именем нейтральное детское поведение, пытаясь его искоренить? «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» — само имя становится для девочки самореализующимся пророчеством. Сценарное «проклятие» Эстеллы – страх и ожидание, что она может стать такой, как ее настоящая мать.
Простой пример: маленький ребенок по незнанию приносит из садика игрушку. Одна мама списывает это на случайность, объясняет правила ребенку («игрушки должны ночевать в садике, там их дом»), и случай благополучно забывается. Другая мама обвиняет ребенка в воровстве, привлекает к беседе воспитателя, стыдит его в группе, ответственно контролирует («ничего сегодня не украл?»). У первой мамы ребенок ошибся, и это забылось. У второй мамы ребенок-вор, правонарушитель и за ним надо смотреть.
Взрослые дают трактовку и называют поведение ребенка, наклеивая определенный ярлычок. Ребенок может только принять эту трактовку. Он открыт, доверяет близким и максимально не критичен. Он примет это описание своей личности на веру. Должно пройти очень много времени (или терапии), чтобы ребенок вырос и поставил под сомнение, переосмыслил позицию своих близких.
Если бы для Эстеллы с детства не простраивалось альтер-эго Круэллы, если бы Кетрин не списывала яркие импульсивные проявления характера ребенка на Круэллу, словно на другого человека (снижение ответственности за свои поступки, «это не я, это Круэлла!»), а развивала самоконтроль ребенка и внимание к чувствам других людей, помогла найти адаптивные варианты проявления характера девочки, возможно, конец этой истории был бы больше похож на хеппи-энд.
[i] Фрагмент исследования. Мохова В. «Круэлла: Психологическая эволюция персонажа». 2022. Полный текст: https://www.litres.ru/veronika-olegovna-mohova/kruella-psihologicheskaya-evoluciya-personazha/
[ii] к/ф «Круэлла», 2021.
[iii] там же.
[iv] там же.
[v] там же.