Немало лет я наблюдаю интересный способ добиваться целей. Наш руководитель может на ходу бросить фразу: «Позвони такому-то (как правило, это известная фамилия) – я с ним договорилась о том-то». Под «договорилась» часто оказывается лишь факт состоявшейся беседы и упоминание какого-то проекта. Попытки объяснить, что между «рассказала» и «договорилась» большая дистанция, бесполезны – она столь же элегантно уводит разговор, как и просит позвонить. Компания у нас небольшая, работа связана с творческими и общественными проектами. Я и мои коллеги, конечно, более-менее адаптировались к такому стилю, но хочется понять, как же правильно себя вести.
Татьяна, 35 лет
Татьяна, а зачем руководителю «стараться», если у нее есть вы – энергичная, любящая быстро решать сложные задачи и даже свое раздражение использовать во благо делу? Она у вас «по художественной части», а вы – на вечных курсах кройки и шитья. Она считает, что «переговоры с вами» провела хорошо, раз и навсегда. Вам интересно не то, как общаться с клиентом, заполнить лакуну недосказанности. Важно другое – чтобы начальник перестал делать вид, что вас недостаточно ценит. Вот с ним напрямую, с улыбкой и иронией (он к ней чувствителен, под маской всемогущества часто скрываются довольно ранимые люди) ведите шутливые и пунктирные, задевающие его, а лучше еще и развлекающие переговоры. Ваше оружие – улыбка. Не забывайте о том, что вы умеете не только быть, но и «казаться». Конечно, не стоит доводить шефа до той стадии, чтобы вы начали «сниться начальнику». Но такие беседы помогут ей не забывать о вас. И помните, о таком сотруднике, как вы, можно только мечтать.
Иногда, когда мы встречаемся на переговорах с «дружественными» организациями, деловое общение превращается в посиделки. Сплошное «тыканье» друг другу от высшего руководства, байки из жизни. В результате переговоры затягиваются, реальных результатов нет, «сроки горят»… Как вернуть переговорщиков от веселого застолья к теме деловых переговоров?
Сергей, 45 лет
В этой ситуации прежде всего хочется поберечь вас. Явно вы компетентный, взрослый человек. Но не слишком ли компетентный? Не слишком ли терпеливый? Вот вы сидите среди «начальства» – экспертом, а скорее на всякий случай, мебелью. Роль, мягко говоря, не радостная. И толики интереса лично к вам у партнеров по переговорам мало. Вы спрашиваете фактически, где взять силу, заметность (достойную яркость), – ну тогда почему бы об этом напрямую не спросить себя самого? Не пряча вопрос в «нужность дела».
«Ваши» переговорщики владеют бизнесом, вряд ли они только валяют дурака, как вы себе (и нам) говорите. А вот то, что они вас недооценивают, – хороший повод объяснить им – кратко, точно, ярко, в картинках, – как это все выглядит со стороны. Тут, во-первых, нужна смелость, во-вторых – вера в себя. В-третьих, вам же скучно, развлеките себя (хоть бы и комиксом про происходящее), а уже потом – их. Не старайтесь быть правильным и серьезным, этих качеств у вас в достатке. Возможно, при смене установки вы получите больше удовольствия и от их игры.