У его тeтки отмечались припадки эпилепсии, а брат Тео умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишeнных, впрочем, неясно, от какого заболевания. Младшая же их сестра страдала шизофренией и провела в психиатрической больнице 32 года.
Клиническая картина болезни Ван Гога меньше всего напоминает эпилепсию. Странностей в поведении хватало с самого детства. Из-за них отцу даже пришлось забрать сына из школы, но и дома Винсент продолжает ссориться с родителями и, «не вынося чужих взглядов… подолгу не решается выйти на улицу»1.
Религиозность Ван Гога перерастает в аскетизм, который принимает явно болезненные черты: он бьeт себя палкой, ест только черствый хлеб, отдает свои золотые часы в качестве подаяния в церкви. Эксцентричные и нелепые поступки Ван Гога мешают ему получить сан священника. Винсент все же отправляется проповедником в шахтерский поселок Боринаж.
Лишенный денег и чьей-либо поддержки, он ходит в лохмотьях, совершенно не моется, живет в заброшенной хижине, где спит на охапке соломы. При этом «исповедует грехи у шахтеров, а затем публично наказывает себя за эти грехи, избивая себя палкой».
Жители поселка смотрели на него как на помешанного; да и родственники уже понимали, что Винсент психически болен. «Родители же намеревались направить его в одну бельгийскую деревню, жители которой брали в свои семьи душевнобольных»2. Работал Ван Гог и учителем, и приказчиком, и только в последнее десятилетие — живописцем. «Но всюду и во всем он был неудачником»3.
В 1882 г. Ван Гог в состоянии тяжелой депрессии, осложненной венерической болезнью, поступил на излечение в одну из гаагских больниц. Через четыре года Ван Гог с одним из художников, шотландцем Александром Ридом, задумал совместное самоубийство, которое, к счастью, не осуществил.
Позже, увидев свой портрет, написанный Гогеном, Винсент пришел в нервное возбуждение и воскликнул: «Это действительно я, но только сошедший с ума!»4 Вечером в кафе возбужденный Ван Гог бросает стакан в голову своего портретиста, а через несколько дней пытается зарезать Гогена бритвой.
В конце декабря того же года в газете города Арль опубликовали сообщение: «В воскресенье в 23:00 художник Ван Гог появился в доме терпимости № 1, вызвал проститутку по имени Рашель и подал ей свое отрезанное левое ухо со словами: «Спрячь хорошенько”».
Помещeнный в больницу, Ван Гог прогонял от себя людей, умывался в угольном ведре, отказывался от пищи, выкрикивая фразы религиозного содержания. Седьмого января Ван Гог был выписан из больницы, однако состояние его оставалось тяжeлым: «бессонница, ночные страхи, бред отравления, религиозные идеи, застывание в одной позе, отказ от еды… упадок сил». В феврале 1889 г. главный врач арльской больницы доктор Урпар ставит диагноз «острая мания с генерализованным бредом»5.
Через три недели психоз прошeл и художника выписали домой. Но так как он оставался без присмотра, жители обратились к мэру с требованием изолировать безумца. За год до смерти в письме к брату Тео Ван Гог жалуется: «Полицейский комиссар… в ответ на это распорядился снова меня запереть. Как бы то ни было, меня посадили на много дней под замок, в камеру сумасшедшего, под охрану сторожей, не доказав моей вины или не будучи в состоянии этого сделать…» Врач «говорит, что я вместо того, чтобы хорошо и правильно питаться, поддерживал себя водкой и кофе. Я признаю это. Однако правильным останется и то, что для того, чтобы достигнуть той резко-жeлтой ноты, которая мне удалась этим летом, все нужно было довести до крайности».
Владелец приюта для душевнобольных Теофиль Пейрон записал в истории болезни, что художник страдал помешательством в острой форме со зрительными и слуховыми галлюцинациями. Приступы болезни проявлялись страхами, тоской, злобностью и галлюцинациями устрашающего характера; он ел свои краски, метался по комнате, отказывался от пищи, был импульсивен, застывал в одной позе. А в светлые промежутки продолжал рисовать.
27 июля 1890 г. Ван Гог ушел с этюдником в поле, где выстрелил в себя из револьвера. В его кармане обнаружили неотправленное письмо брату, в котором была такая фраза: «…мой труд принадлежит тебе. Я заплатил за него моей жизнью, и разум мой наполовину ушел на него».
Врачи, лечившие Ван Гога, считали его психическое расстройство формой эпилепсии, хотя вскоре стали появляться и другие мнения: болезнь художника было трудно диагностировать.
К диагнозу «шизофрения» помимо известного ученого Карла Ясперса склонялись и многие другие психиатры. Ясперс также утверждал, что известность Ван Гога связана преимущественно с работами его «шизофренического периода».
В диагностические рамки шизофрении не укладывается только один факт: у пациента сохранялось критическое отношение к окружающему — при шизофрении явление необычное. Швейцарский психиатр Э. Блейлер, создатель концепции шизофрении, предполагал у Ван Гога сочетание шизофрении и эпилепсии.
Другие психиатры отвергали оба основных диагноза: «…отсутствие специфических изменений личности, свойственных большинству форм шизофрении и эпилепсии, позволяют поставить под сомнение эти диагнозы.
Творчество и жизнь художника, его переписка говорят, что в данном случае, по-видимому, речь идет об особом периодическом психозе у дисгармонической личности».
Немецкие авторы W. Lange-Eichbaum и W. Kurth (1967. С. 373) считают, что его «лихорадочное творчество» можно сравнить с повышенной продуктивностью перед началом сифилитического заболевания мозга, какое имело место у Ницше, Мопассана, Шумана. «Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант благодаря психозу превратился во всемирно признанного гения»6.
В целом картины последнего времени хаотичны, краски грубее, в них явно выявляется склонность к стереотипичности и орнаментализации, что характерно для рисунков больных шизофренией. В отношении своих последних пейзажей Ван Гог писал брату: «Это — огромные поля, простeртые под облачным небом, и мне нетрудно было выразить в них всю мою печаль, крайнее моe одиночество».
Ван Гог не рисовал обычно ожидаемых от умалишeнных «ужастиков» в духе «Капричос» Гойи. Сюжеты его картин носят сугубо пасторальный характер: поля, подсолнухи, виноградники. Но болезненно-напряженная манера живописного изображения мирных пейзажей, безудержное буйство красок и порывистость мазков, «стремление деформировать оптическое восприятие действительности» свидетельствуют о столь же беспокойном состоянии души и рассудка художника7.
Исследователи еще долго будут спорить о диагнозе Ван Гога, но влияние его психического расстройства на творчество отрицать не станет никто.
1 Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973. С. 15
2 Целибеев Б. А. К проблеме посмертного диагноза. Анализ психоза Винцента Ван-Гога // Диагностические проблемы психиатрии. М., 1973. С. 235–246.
3 Эфрос А. М. О письмах Ван-Гога // Винсент Ван Гог. Письма. В 2 томах. Т. 1. М., 1994, С. 7-21.
4 Шапиро Ю. Г. Винцент Ван-Гог // 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. Л., 1968, с. 281-288.
5 Буянов М. И. Преждевременный человек. М., 1989. С. 198-199.
6 Lange-Eichbaum W., Kurth W. Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl . M?nchen-Basel: Reinhardt, 1967.
7 Щекотов Н. Путь художника // Винсент Ван Гог. Письма. В 2 томах. Т. 2. М., 1994, С. 7-45.
Полный список использованной литературы
- Азио Д. Ван Гог / пер. с фр., предисл., коммент. В.Н. Зайцева. — М. : Молодая гвардия; Палимпсест, 2012. – 303 с.
- Арто А. Ван Гог. Самоубитый обществом / Перевод — С. Дубинин. – М. : Ад Маргинен Пресс, 2016. – 112 с.
- Боголепов Н.К. Клинические лекции по невропатологии. М. : Медицина, 1971. – 432 с., 1971
- Буянов М. И. Преждевременный человек. М. : Советская Россия, 1989. – 288 с.
- Ван Гог В. Письма. (1853-1890). В двух томах. // Перевод и комментарии Н. Щекотова. М. : ТЕРРА, 1994. Т. 1 – 432 с. Т. 2 – 400 с.
- Вентури Л. От Мане до Лотрека. СПб. : Азбука-классика, 2007. – 350 с.
- Двирский А.А. Гетеро- и аутоагрессивные действия (с-м Камбиса – Ван Гога) у больных шизофренией со скрытой и проявившейся эпилепсией в сочетании с алкоголизмом // Психическое здоровье и безопасность в обществе. Научные материалы Первого национального конгресса по социальной психиатрии, Москва, 2-3 декабря 2004. — М. : ГЕОС, 2004, с. 43-44.
- Ефремов В.С. Основы суицидологии. — СПб. : Издательство Диалект, 2004. – 480 с.
- Кандыба В.М. Люди и феномены. Удивительные феномены разных стран и эпох. СПб. : Лань, 1998. – 444 с.
- Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. 4-е международное изд. / Пер. на русск. язык: Будагова Е., Васильева М., Кулаков А. и др. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 640 с.
- Минковская Ф. Эпилептоидная конституция и её отношение к структуре эссенциальной эпилепсии // Проблемы психиатрии и психопатологии. Отв. ред. С.Н. Давиденков. — Биомедгиз, 1935, с. 483-492.
- Ноймайр А. Художники в зеркале медицины. Ростов н/Д: Феникс, 1997-а. – 413 с.
- Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / пер. с фр. С. Тархановой, Ю. Яхниной. — М. : Прогресс, 1973. – 344 с.
- Риизе В. Болезнь Винцента Ван-Гога // Клинический Архив Гениальности и Одарённости (Эвропатологии). Под ред. Г.В. Сегалина, 1927, вып. 2, т. 3. С. 137-146.
- Самохвалов В.П., Кузнецов В.Е. Искусство в психиатрической клинике // Психиатрия и искусство. — М. : Издательский дом ВИДАР-М, 2015, с. 89-128.
- Свааб Д. Мы – это наш мозг. От матки до Альцгеймера. / Пер. с нидерл. Д. Сильвестрова. — СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. – 544 с.
- Семёнова Н.Ю. Вступительная статья // Д. Азио. Ван Гог. — М. : Молодая гвардия, 2012. С. 5-10.
- Сухой В. «…И не было лучше брата» // Правда №132, 3 июня 1991, с. 5.
- Филонов М. Чем болел Ван Гог? // «Медицинская газета» № 81, 8.07.90, с. 3.
- Целибеев Б. А. К проблеме посмертного диагноза. Анализ психоза Винцента Ван-Гога // Диагностические проблемы психиатрии. Сб. научных трудов. Под ред. чл.-корр. АМН СССР, проф. Г.В. Морозова. — М., 1973, с. 235-246.
- Шапиро Ю. Г. Винцент Ван-Гог // 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV-XIX веков. — Л. : Советский художник, 1968, с. 281-288.
- Щекотов Н. Путь художника // Винсент Ван Гог. Письма. В 2 томах. Т. 2. — М. : ТЕРРА, 1994, с. 7-45.
- Эфрос А. М. О письмах Ван-Гога // Винсент Ван Гог. Письма. В 2 томах. Т. 1. М.: ТЕРРА, 1994, с. 7-21.
- Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина. / перевод с нем. Г.Б. Ноткина. – СПБ : Изд. группа Прогресс, 1999. – 238 с.
- Arenberg I.K., Countryman L.F., Bernstein L.H., Shambough G.E. – “Journal of the American Medical Association” №264, 1990, c. 491-493.
- Bleuler E. Dementia praecox oder Gruppe Schizophrenien. Leipzig-Wien: Deuticke, 1911. – 420 с.
- Braun A. Krankenheit und Tod im Schicksal bedeutender Menschen. Stuttgart: Enke, 1940. – 104 с.
- Doiteau V., Leroy E. La folie de van Gogh. Published by ?ditions Aesculape. Paris, 1928. – 137 с.
- Goldbladt E. Uber das religi?se Wesen der Epileptiker. – “Zschr. Neurol.”, 116, Berlin, 1928, c. 44-70.
- Hughes J.R. A Reapraisal of the Possible Seizures of Vincent van Gogh // Epilepsy & Behavior, 6, 2005, с. 504-510.
- Lange-Eichbaum W., Kurth W. Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl . — M?nchen-Basel: Reinhardt, 1967. – 726 с.
- M?ller W.K. Die Erkrankung des Vincent van Gogh unter neueren psychiatrischen Gesichtspunkten // “Materia Medica Nordmark”, Heft XII, 1959, с. 409-421.
- Perry J.H. Vincent van Gogh`s Illness. A Case Record. – “Bull. Hist. Med.” № 21, 1947, Baltimore, c. 146-172.
- Westerman-Holstijn A.J. Die psychologische Entwicklung Vincent van Goghs. – “Imago”, №10, 1924, с. 389-417.
- Winkler W. Psychologie der modernen Kunst. — T?bingen: Alma Mater Verlag, 1949. – 304 с.